ОТЧЕТ

советника генерального директора ГПНТБ России А.И. Земскова

о командировании 27 мая – 03 июня 2011 г. в Варшаву

для участия в 32-й ежегодной конференции Международной ассоциации библиотек технических университетов

 

32-я ежегодная конференция Международной ассоциации библиотек технических университетов проводилась на базе Варшавского технологического университета под девизом “Библиотеки для открытой среды: стратегии, технологии и партнерство” (Libraries for an Open Environment : Strategies , Technologies and Partnerships ). Варшавский технологический университет был открыт в 1898 г русским императором Николаем II ; сейчас здесь на 25 факультетах учится 32 тысячи студентов.

Польские коллеги вкладывали политическое содержание в тематику и дату проведения конференции: с 1 июля Польша будет председателем в Европейском Союзе и это руководящее положение предусматривает более глубокую интеграцию в рамках европейской научной зоны ( European Research Area ). А что может быть полезнее для интеграции, чем открытый доступ?

 

Image138.jpg

Рис 1 Варшавский технологический университет

 

Рис. 2 Внутренний двор здания Варшавского технологического университета

 

На конференцию приехали 130 делегатов из 25 стран; помимо крупнейшей польской делегации, по 6 -8 человек и более прислали Швеция, США, Украина, Финляндия, Австралия, Канада; от Российской федерации я был единственным участником. Доклады (на английском языке) были представлены на 5 пленарных сессиях (22 доклада), параллельных заседаниях (16 докладов) и 10 сообщений было представлено на Poster session.

 

Рис. 3 В зале пленарных заседаний

 

Ключевую лекцию на первом пленарном заседании “Зеленый и золотой путь к открытому доступу” (The Green and Gold Roads to Open Access) прочитал профессор Стивен Харнад ( Stevan Harnad ). Профессор Харнад родился в Венгрии, учился в университете McGill в Канаде и университете Princeton , США. Диссертацию по психологии защитил в Принстоне. В настоящее время он работает в университете Квебека в Монреале, Канада и в университете Саутгемптона в Великобритании.

Профессор Харнад при личном общении оказался очень симпатичным и скромным человеком, довольно высоко отзывающимся о работе Российской Академии наук по развитию систем открытого доступа (он вспомнил г-на Паринова и систему открытого доступа “Соционет”). Он с горечью отзывался об упущенных правительством Венгрии возможностях по развитию открытого доступа во время председательства Венгрии в Европейском Союзе.

 

Рис. 4 Профессор Стивен Харнад

Изначальной целью мирового движения за открытый доступ являлось улучшение доступа в 2,5 млн. статей, которые каждый год публикуются в 25 тыс. реферируемых научных журналах во всем мире (из них более 7 тыс. названий – журналы открытого доступа). Каждая без исключения этих статей создается автором не для извлечения дохода, но только лишь для того, чтобы ее могли затем использовать в работе другие ученые. Оптимальным и неизбежным решением для такой модели исследования является свободный доступ для всех пользователей сети и не только лишь для работников тех институтов, которые могут себе позволить подписку на данный журнал.

Однако, это оптимальное и неизбежное решение сейчас уже почти достигнутое мировым сообществом ученых, по крайней мере, в течение 2 десятилетий, потребовало длительное время для реализации - ввиду широко распространенных неправильных концепций. Это решение для научных институтов мира и финансирующих организаций означает

  1. расширение их существующих мандатов “публикуйся, а то проиграешь” таким образом, что
  2. требуется от сотрудников и финансистов увеличить существенным образом использование и эффект от их исследований, которые они выполняют или финансируют, путем публикаций методом
  3. самоархивации своих статей и депонирование их в соответствующих институциональных депозитариях открытого доступа сразу же после решение о принятии работы для публикации с тем, чтобы
  4. сделать результаты их исследований бесплатно доступными всем потенциальным пользователям в мире.

Статистические данные об использовании этих документов затем могут использоваться для оценок научного прогресса и воздействия исследований, а так же для формирования множества связей, ссылок, пометок, комментариев и обсуждений, которые могут быть встроены в систему публикаций. Сейчас в мире в 1900 репозитариях открытого доступа хранится более 29 млн. документов.

“Я считаю преждевременными планы университетов и финансирующих организаций оплачивать стоимость публикаций в журналах открытого доступа (“ золотой открытый доступ”). Средств всегда не хватает: 80 % журналов (включая практически все наиболее значимые журналы) до сих пор издаются на основе подписной модели, тем самым не допуская возможности выделить средства для оплаты “золотого доступа”; запрашиваемая стоимость за публикацию все еще очень высока; существуют опасения, что взимание платы за публикацию может повлиять на режим приема статей и снизить качество публикаций. Я считаю, что университетам прежде всего нужно директивно оформить систему открытого доступа методом самоархивации авторской окончательной версии отреферированной и сразу же после ее приема к публикации, то есть “зеленый открытый доступ”. Это создаст условия для немедленного обеспечения доступности”.

Впоследствии, когда всеобщий “зеленый открытый доступ” сделает подписную модель не нужной, ибо пользователи удовлетворятся теми версиями, которые имеются в зеленом открытом доступе, окажется, что журналы в свою очередь будут вынуждены сбавить цены до уровня, который покрывал бы расходы на организацию реферирования, и конвертируется в модель “золотого открытого доступа” на условиях компенсации; тем временем отмена подписки высвободит средства для оплаты невысокой стоимости публикаций. Естественным способом оплачивать услугу научного реферирования на безошибочной основе - это оплата организации, в которой работает автор или соответствующим научным фондом каждого этапа реферирования вне зависимости от итогов самого реферирования ( статья принята, необходим пересмотр и поправки с повторным реферированием или статья отклонена). Это уменьшит стоимость и обеспечит защиту от нечестного приема статей и снижения стандартов публикации.

Позиция ученых различных стран по отношению к открытому доступу; показанная на Рис 5, очень оптимистична: Все респонденты, за исключением китайских ученых, в большинстве своем приветствуют открытый доступ. Средняя по планете готовность добровольно участвовать в ОА порядка 80% (данные обзора по анкетированию авторов, выполненного Alma Swan )

Рис 5. Позиция ученых различных стран по отношению к открытому доступу (данные обзора по анкетированию авторов, выполненного Alma Swan )

Однако фактическое положение совсем не располагает к оптимизму.

Рис. 6. Динамика доли статей открытого доступа в общем количестве опубликованных статей.

Достаточно показательным на Рис 6. является “торможение” после 2004 года. За исключением отдельных организаций (например, ЦЕРН, Университет Саутгэмптона, эта тенденция к падению наблюдается и в последующие годы, вплоть до 2009 г. )

В докладе содержатся многочисленные доводы в пользу развития систем открытого доступа. Один из них – ранжировка университетов по G - фактору, то есть по активности использования университетского вебсайта другими авторитетными организациями показан на рис 7..

Рис 7. Ранжировка значимости университетов по G - фактору, то естьб по активности использования университетского вебсайта другими авторитетными организациями.

 

По мнению проф Харнада, весьма почетное место университета Саутгэмптона (3-е в Великобритании и 25-е в мире, выше Колумбийского и Йельскогоьо университетов) объясняется именно активной ролью университета в продвижении ОА.

Методами корреляционного анализа на материалах использования документов в репозитарии ArXiv показано ( Brody , T ., Harnad , S . and Carr , L . (2006) Earlier Web Usage Statistics as Predictors of Later Citation Impact . Journal of the American Association for Information Science and Technology (JASIST) 57(8): 1060-1072. http :// eprints . ecs . soton . ac . uk /10713/ ), что выгрузки в первые 6 месяцев хорошо коррелируют с цитированием через 2 года

Еще один пример - преимущество в цитировании препринтов статей по физике, размещенных в открытом репозитарии ArXiv по сравнению с цитированием препринтов, не представленными в ArXiv (Рис. 8.)

Рис 8. Преимущество в цитировании препринтов статей по физике, размещенных в открытом репозитарии ArXiv (зеленая кривая) по сравнению с препринтами, не представленными в ArXiv (красная кривая). По горизонтальной оси – время от момента печатной публикации (препринт может выйти намного раньше печатной публикации)

 

Среди многих важных реализаций доклада Хаутона ( Houghton ) и других (JISC-funded report “Economic Implications of Alternative Scholarly Publishing Models: Exploring the costs and benefits” by John Houghton et al., 2009 г., сетевой адрес http://www.jisc.ac.uk/media/documents/publications/rpteconomicoapublishing.pdf , некоторые диаграммы и таблицы из этого доклада даны в Приложении 1), содержащим своевременный и информационно насыщенный анализ стоимости и преимуществ обеспечения открытого доступа к реферируемым научным журналам один момент является особо важным. Переход на открытый доступ обеспечит сорокократный выигрыш в соотношении преимущества цена, если удастся обеспечить самоархивирование авторами всех реферируемых научных публикаций мира и размещение их в репозитарий открытого доступа. Это сорокократное повышение отношения преимущества к стоимости, достигаемое путем “зеленого открытого доступа” на порядок величины превышает все другие потенциальные комбинации альтернатив существующему статус кво, которые анализировались и сравнивались в докладе Хаутона и других. Этот результат становится еще более важным в свете того факта, что самоархивирование уже сейчас целиком находится в руках научного сообщества (сами ученые, научные организации и фонды, финансирующие научные исследования), в то время, как издания журналов открытого доступа зависят от позиции издательского сообщества.

Приводить более детально данные регрессивного анализа из доклада профессора Харнада в данном отчете нет возможности, поэтому интересующихся специалистов можно отослать либо к полному формату данной презентации http://www.bg.pw.edu.pl/iatul2011/proceedings/presentation/Harnad_S.pdf , либо к тому списку источников , который дает сам проф. Харнад

Author’s URLs (UQAM & Southampton):

http://users.ecs.soton.ac.uk/harnad/

Bibliography on oa impact advantage http://opcit.eprints.org/oacitation-biblio.html

BOAI Self-Archiving FAQ: http://www.eprints.org/self-faq/

CITEBASE (scientometric engine): http://citebase.eprints.org/

EPRINTS: http://www.eprints.org/

OA Archiv angelism: http://openaccess.eprints.org/

ROAR (Registry of OA Repositories): http://roar.eprints.org/

ROARMAP (Registry of OA Repository Mandates):

http://www.eprints.org/openaccess/policysignup/

Romeo/Eprints (Directory of Journal Policies on author OA Self-Archiving): http://romeo.eprints.org/

EnablingOpenScholarship (EOS) http://www.openscholarship.org

Рис 9. Послушать одного из основателей движения за открытый доступ профессора Харнада, побеседовать с ним – это большая честь

 

Первая пленарная сессия была проведена в форме панели. Модератор - профессор Варшавского технологического университета Мечислав Мурашкевич ( Mieczyslav Muraszkiewicz ) заранее заготовил для обсуждения ряд вопросов, которые послужили основой последующих выступлений:

1. Открытый доступ

  • Является ли открытый доступ реальной вещью или временным увлечением, а быть может, модным словом?
  • Имеет л значение для методики открытого доступа среда, в которой он формируется (вузовское сообщество, администрация, бизнес, промышленность)? Существует ли какая либо разница между указанными средами?
  • Какими методами и способами можно продвигать открытый доступ в вузовской среде?

2. Возможность библиотечного сообщества обеспечить обслуживание своими коллекциями

  • Каким образом может организация, которая работает по поручению вузовских или научных библиотек, внести свой вклад и помочь обеспечению сохранности, консервации и совместному пользованию (смена форматов, решение вопросов копирайта) цифровых документов?

3. Инструменты научного общения

  • Роль социальных сетей. Другие инструменты и каналы общения.
  • Проблемы прав интеллектуальной собственности в научных сообществах
  • Формирование и укрепление сведений по проблемам авторского права в научном сообществе.

Со своим мнением относительно поставленных вопросов выступали:

  • профессор Фабио Казати ( Fabio Casati ) из университета Тренто, который почему-то с большим азартом критиковал документы в формате pdf , а также сообщил, что более 50% ссылок в статьях никогда авторами статей не читались;
  • г-н Петр Голкевич (Piotr Golkiewicz), представитель издательства Эльзевир, .на свой риторический ворпос “Просуществует ли открытый доступ последующие несколько столетий?” дал вполне разумный ответ: “Это определяется качеством публикаций в открытом доступе”.
  • профессор Генрик Рыбинский ( Henryk Rybinski , Варшавский технологический университет). Сейчас научное общение идет по 2 каналам: подписка и открытый доступ. Он отметил излишнюю напористость со стороны электронных издательств, которую он назвал “электронным маоизмом” ( digital maoism ). При этом действующему ученому вполне достаточно отслеживать очень ограниченный круг публикаций коллег, все остальное не имеет отношения к его узкой специальности.
  • представитель Европейской Комиссии, руководитель проектов Генеральной Дирекции Информационного Общества г-н Ярко Сирен ( Jarkko Siren ). По его мнению открытый доступ столь же реален, как и сам интернет.
  • Г-н Вим Ван дер Штельт ( Wim van der Stelt ) - исполнительный президент издательства Шпрингер. По его мнению, именно покупатель в конце концов определит, пойдет ли в ход система открытого доступа, или нет. Он привел высказывание (окт 2008 г) известного активиста движения за открытый доступ г-на Питера Зубера ( Peter Suber ) - по его мнению, “издательство Шпрингер в настоящее время является крупнейшим издательством открытого доступа”, в частности благодаря системе “Выбор автора” ( Author ’ s Choice ). Напомним, что в этой модели автор после того как его\ее статья будет принята к печати, получает выбор: или заплатить 3 000 долларов (2 000 евро) и получить право размещения ее на своем веб сайте в открытом доступе, - или оставить все так. как было прежде.

В целом отношение к открытому доступу, прозвучавшее на этом заседании, можно назвать достаточно прохладным ( быть может из-за представительства двух гигантских издательств). Тем не менее, все согласились с тем, что пора начинать работу.

Важные с точки зрения научных перспектив идеи и планы высказал на очередном пленарном заседании директор библиотеки ТИБ\УБ г-н Уве Роузман ( Uwe Rosemann ). По его утверждению, в настоящее время ТИБ\УБ (фонд 7 млн. документов, бюджет комплектования - 8 млн. евро в год) является крупнейшей научно-технической библиотекой мира. С учетом того обстоятельства, что по оценкам исследования SOAP - Study (“ Study on Open Access Publishing ”) 89% ученых поддерживают открытый доступ, а главным препятствием к развитию этой технологии, в частности к публикации своих трудов в журналах открытого доступа, является нехватка средств и недостаточное количество таких журналов, он рассказал об участии ТИБ\УБ в двух проектах, которые призваны поддержать обслуживание документами открытого доступа научного сообщества.

Рис. 10. Д-р Уве Роузман

 

Целью первого мирового проекта SCOAP 3- DH является конверсия нескольких наиболее важных журналов по физике высоких энергий в журналы открытого доступа (“золотой путь)”. Дело в том, что примерно 90% статей по физике высоких энергий ( High Energy Physics , HEP ) публикуются в журналах, издаваемых коммерческими издателями и распространяемых по подписке (эти же названия журналов входят в число наиболее спрашиваемых в ГПНТБ России) :

  • Physical Review D (American Physical Society)
  • Physics Letters B (Elsevier)
  • Nuclear Physics B (Elsevier)
  • Journal of High Energy Physics (Springer)
  • European Physical Journal C (Springer)
  • Physical Review Letters (American Physical Society) – 10 % HEP-contents
  • Nuclear Instruments and Methods in Physics Research A (Elsevier) – 25 % HEP-contents

Эти журналы в основном финансируются за счет подписки и как следствие, только подписчики имеют доступ к их содержанию. Специалисты по физике высоких энергий – это достаточно ограниченное тесное сообщество, причем авторы и читателя изданий – практически одни и те же люди. Исследования проводятся за счет государства и очень редко их результаты используются в коммерческих целях. В этой научной области давно существует созданный самими учеными архив открытого доступа arXiv . В нем сейчас сосредоточено примерно 90% статей и постпринтов, то есть “зеленый” путь открытого доступа уже построен.

И все же контроль качества, который обеспечивает процесс реферирования в научных журналах, остается незаменимым, равно как и методика оценок производительности исследований по количеству публикаций в авторитетных изданиях.

По планам модели SCOAP 3- DH стоимость издания будет скомпенсировано консорциумом SCOAP 3- Consortium , состоящим из тех организаций и институтов, в которых работают ученые, публикующиеся в данных изданиях. Издателям будет оплачена их работа (например, научное реферирование, редактирование). Сумма оплаты будет определена путем переговоров между издателями и консорциумом SCOAP 3 в ходе публичного тендера. В рамках этого проекта библиотека координирует участие немецких университетов в консорциуме SCOAP 3. Процедура международного конкурса начнется после определения партнеров, готовых обеспечить необходимые средства. В США и Европе финансирование уже обеспечено и ждут решений от азиатских, российских и латиноамериканских организаций. Величина вклада от каждой страны будет определена в соответствии с количеством публикаций.

Рис 11 Распределение публикаций в области физики высоких энергий по странам

 

Что касается второго проекта, то, как известно, с 1991 и по 2010 г.г. библиотека корнельского университета в одиночку поддерживает и обслуживает платформу открытого доступа ArXiv , в которой сейчас хранится более 650 тыс. статей; ежегодная выгрузка составляет 30 млн. документов. Средняя стоимость одной выгрузки 1,5 евро, стоимость загрузки статьи 7 долларов. Общий бюджет системы 504 тыс. долларов в год. В январе 2010 г. библиотека корнельского университета объявила о своих планах разработать долговременную бизнес-модель с тем, чтобы увеличить вклад в проект от тех институтов, которые больше всего выигрывают от существовании системы ArXiv . ТИБ\УБ координирует поддержку со стороны немецких университетов.

Таблица 1 Тематическое распределение документов в репозитарии ArXiv (данные Cornell University Library 2011):

За плечами директора Немецкой Национальной библиотеки по науке и технике г-на Роузмана по крайней мере 2 успешно выполненных при поддержке Министерства науки и образования Германии ( BMBF ) национальных и международных проекта - Subito и Vascoda . Причем по проекту Subito библиотеке пришлось пройти серию судебных заседаний (вплоть до Верховного Суда ФРГ) в связи с исками со стороны Немецкого союза книготорговцев – и тем не менее, проект доставки документов Subito вполне успешно действует. Можно предположить, что усилия ТИБ\УБ будут не напрасными и роль немецких университетов в важнейших системах открытого доступа SCOAP 3 и ArXiv будет существенно увеличена.

Очень необычно построил свое выступление хорошо известный в ГПНТБ России д-р Маринус Сванеполь ( Marinus Swanepoel ), который в настоящее время курирует построение систем открытого доступа в университете Lethbridge , Канада. По его мнению, система научного общения поддерживает следующие функции:

  • Регистрация.
  • Сертификация или обеспечение л e гитимности.
  • Распространение и извещение.
  • Архивирование или обеспечение сохранности данных.
  • Моральное удовлетворение.

Эти функции сохраняли свою значимость в ходе развития системы научных коммуникаций, но средства, которыми они реализовались, менялись со временем. Научное общение прошло долгий путь, начавшийся путем простой корреспонденции. Воздействие современных технологий на указанные процессы является весьма существенным и привело в определенном смысле к дестабилизации системы научного общения в виду появления многих новых возможностей. Подход, который можно назвать Квадрант Пастера ( Pasteur ’ s Quadrant ), был впервые обозначен Дональдом Стоксом ( Donald Stokes ) в его книге Pasteur ’ s Quadrant Basic Science and Technological Innovation .

Рис. 12. Д-р Маринус Сванеполь

Идея состоит в том, что фундаментальная наука (такая, которой занимался, например Нильс Бор, Niels Bohr ) и прикладные исследования (в качестве примера можно назвать Томаса Эдисона, Thomas Edison ) могут быть сведены воедино и создать синергию, результаты которой окажутся весьма значительными, - как это доказал своими исследованиями Луи Пастер ( Lois Pasteur ).

Рис 13. Квадарант Пастера

Имея теорию (фундаментальное понимание) научных коммуникаций и имея примеры возможностей использования современных технологий, можно представить себе, что в фокусе современных исследований научных коммуникаций должен быть положен принцип целенаправленного фундаментального исследования (это и есть случай Квадранта Пастера). В таких исследованиях должны изучаться различные типы электронных ресурсов, их характеристики для того, чтобы определить, каким образом можно поддержать основу научных коммуникаций. Каким образом библиотеки могут продвигать эту идею и содействовать улучшению научного общения - это интереснейший вопрос. Ресурсы, о которых говорил д-р Савнеполь, включают в себ6 электронные журналы, репозитарии, обзоры, аннотации, данные, препринты и рабочие документы, блоги, дискуссионные форумы, профессиональные и академические сетевые узлы.

Из сообщений польских коллег, наиболее интересным для меня был доклад Чезаре Мазурека (Cezary Mazurek ) и Марсина Верла (Marcin Werla) из Познанского суперкомпьютерного и сетевого центра ( Pozna ń Supercomputing and Networking Center , Poland ) “Польская сеть электронных библиотек как модель национальной и международной кооперации” ( Network Of Digital Libraries In Poland As A Model For National And International Cooperation ).

Формирование электронных библиотек в Польше началось 10 лет тому назад, первой была Великопольская электронная библиотека ( Digital Library of Wielkopolska ) в октябре 2002 г.; сейчас она предоставляет доступ к 130 тыс. объектов.

Ключом к успеху была модель региональной кооперации, позволяющая осуществить :

  • Доступ с единой точки ко всем региональным коллекциям;
  • Кооперацию региональных организаций;
  • Снижение затрат на инфраструктуру.

Эта же организационная модель была принята в так называемой Kujawsko - Pomorska Digital Library ( http :// kpbc . umk . pl /), которая стартовала в 2005 при поддержке Европейского Союза. К апрелю 2011 г в Польше имелось 667 электронных библиотек с суммарным количеством документов 615 тыс. единиц. Использование международных стандартов метаданных и протокола OAI - PMH обеспечивает совместимость с проектом Europeana

Академическим по характеру и обстоятельности изложения был доклад профессора Богдана Галваса ( Bogdan Galwas , Warsaw University of Technology ) “Университет вчера, сегодня, завтра” ( University yesterday , today , tomorrow ). Иллюстрируя быстрый рост технологий, он привел известные, но тем не менее убедительные данные, см Табл. 2 и 3

Таблица 2. Период времени, за который данная технология вышла на уровень 50 млн. пользователей

№№

Технология

Период выхода на 50 млн пользователей

1

Радиоприемник

38 лет

2

Телеприемник

13 лет

3

iPod

3 года

Таблица 3 Изменение по годам количества устройств выхода в Интернет

№№

Годы

Количество устройств

1

1984 г.

1 000

2

1992 г .

1 000 000

3

2008 г.

1 000 000 000

За первые 300 лет существования университетов было обучено 600 000 человек. Динамика изменений в последние годы показана на рис. 14

Рис. 14 Динамика изменений количества студентов за период 1970 – 2007 гг.

 

Система высшего образования находится под сильнейшим давлением со стороны общества, которое требует от университетов необычайно многого.

Основные проблемы университетов:

  • Массовый переход к высшему образованию;
  • Развитие новых технологий и распространение электронных документов;
  • Разработка способов и инструментов для постоянного (в течение всей жизни) образования;
  • Глобализация и интернационализация.

Перед университетами поставлена задача решить сложнейшие проблемы современности:

  • Недостаток энергии и продуктов питания;
  • Проблемы загрязнения природы;
  • Минимизация воздействия глобального кризиса на мировую экономику;
  • Социальная маргинилизация людей и сообществ.

Решить эти проблемы традиционными методами не удается. Именно поэтому в университетах нашли широкой применение новые технологии, а сам формат университета расширен за счет так называемых открытых учреждений.

 

Таблица 4. Сравнение традиционного и виртуального образовательных пространств

Традиционное пространство

образования

Виртуальное пространство

образования

Лекции

Компьютеры

Семинары

Интернет

Консультации

Образовательные порталы

Библиотека, книги

Лекции на CD и DVD

Экзамены

Встречи в интернете

Лаборатории

Электронные библиотеки, электронные книги

 

Репозитарии

 

Электронные лаборатории

Открытые университеты, функционирующие на базе коммуникационных технологий, поражают колоссальным количеством студентов, см. Табл. 5

 

Таблица 5 крупнейшие открытые университеты мира

Университет

Страна

Год открытия

Количество студентов

Allama Iqbal Open University

Pakistan

1974

1.050.000

Anadolu University

Turkey

1982

1.200.000

Beijing Radio and TV University

China

1979

3.090.000

Shanghai Television University

China

1960

80.000

Indira Gandhi National Open Univ.

India

1985

1.015.000

Yashwantrao Chavan Maharashtra Open University

India

1989

400.000

Korea National Open University

Korea

1972

200.000

The Open University

UK

1969

170.000

Sukhothai Thammathirat Open Univ.

Thajland

1978

180.000

Universitas Terbuka

Indonesia

1984

350.000

Bangladesh Open University

Bangladesh

1992

450.000

University of South Africa

South Africa

1873

200.000

Планировался, но не состоялся доклад проф Норберта Лоссау ( Norbert Lossau ), из библиотеки Геттингенского университета ( Goettingen State and University Library , Germany ) “Расширение международной сети репозитариев: паневропейский проект OpenAIRE и международная организация Confederation of Open Access Repositories ( COAR )” ( Facilitate international repository networks : the Pan - European OpenAIRE ( www . openaire . eu ) project and the international organisation Confederation of Open Access Repositories , COAR ). Поскольку он опубликован на сайте конференции, приведу короткие выдержки. Пилотный проект по Открытому доступу, стартовавший в августе 2008 г., будет проводиться в ходе 7-й Рамочной Программы до 2013 года и нужно отметить наличие специального пункта 39 ( Special Clause 39, SC 39), в Положении о грантах ЕС ( Grant Agreement ), в котором требуется, чтобы получатели грантов “размещали прореферированные научные статьи или окончательные варианты рукописей, созданных в результате работ по 7-й Рамочной Программы, в сетевые репозитарии и предпринимали бы все возможные меры по обеспечению открытого доступа к этим работам”. Логотип Конфедерации репозитариев открытого доступа показан на Рис. 15

Рис. 15 Логотип Конфедерации репозитариев открытого доступа ( www . coar - repositories . org

 

Доклад г-жи Марии Хейне ( Maria Heijne , TU Delft Library , The Netherlands), предыдущего Президента ИАТУЛ, “Коллекции? Это все для пользователя !” (The collection? It ' s all about the user !) в основном касался роли пользователей в определении оптимальных технологических процессов в библиотеке.

Традиционные методы комплектования, направленные на перекрытие соответствующих академических дисциплин, обычно основаны на статистике пользования, анализе цитирования, экспертных оценках, все это хорошо отработанные методики. С конца 90-х гг. стали широко применяться массовые методы подписки ( Big deals ), которые привели к совершенно ненужному тематическому расширению состава коллекций. При этом параллельно развивались процессы формирования институциональных репозитариев, систем журналов открытого доступа (типа DOAJ ), внедрения электронных книг – и все это на фоне все более сжатых бюджетов на комплектование.

С этих позиций вовлечение самих пользователей в процесс отбора литературы ( user driven acquisition ) оказался весьма разумным и перспективным. Как сообщила г-жа Хейне, “Нам приходится также заниматься “деселекцией” (отбраковкой) печатных материалов, для изданий, опубликованных до 2000 г храним лишь одну копию, изданий после 2000 г – ни одной! Библиотека стремится обеспечить доступ к как можно большему числу ресурсов открытого доступа”.

Командировочное задание выполнено, печатные материалы сданы в БИНТ, сетевой адрес материалов конференции. : http :// www . bg . pw . edu . pl / iatul 2011/ proceedings

Следующая конференция ИАТУЛ состоится в июне 2012 г в Сингапуре

Отчет составил Земсков

Приложение 1

Некоторые диаграммы и таблицы из доклада Хаутона ( Houghton ) и других ( JISC - funded report “ Economic Implications of Alternative Scholarly Publishing Models : Exploring the costs and benefits ” by John Houghton et al ., 2009 г.,\ Поскольку к сожалению копирование невысокого качества, за более детальной и полной информацией обращайтесь по сетевому адресу http :// www . jisc . ac . uk / media / documents / publications / rpteconomicoapublishing . pdf , для удобства ориентирования сохранена нумерация таблиц в оригинале.

a

Приложение 2

Как обычно бывает на конференциях ИАТУЛ, делегаты посещали многие местные библиотеки и достопримечательности, некоторые показаны ниже.

Рис 16 Новое здание библиотеки Варшавского университета, вход в библиотеку

Базовой идеей при строительстве библиотеки был открытый доступ читателей к стеллажам. Часть фонда хранится на компактных (подвижных) стеллажах, но значительная часть доступна читателю, что существенно повышает привлекательность коллекций. Во время сессии библиотека работает с 8 утра до 4 часов ночи.

Рис 17. Новое здание библиотеки Варшавского университета, входной комплекс.

Рис 18 Новое здание библиотеки Варшавского университета, каталожный зал

Рис. 19 Одно из зданий Национальной библиотеки (Дворец Красиньских, коллекция редких книг)

Рис 20 Памятник Шопену

Рис 21 Дворец Культуры и Науки