Архив

Presidential Library

 

23–24 октября 2013 года в рамках 6-го заседания Учёного совета Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина состоялся круглый стол, посвящённый вопросам реализации нового Закона об образовании, рассмотренного под актуальным углом: как обеспечить образовательный процесс электронными информационными ресурсами и сформировать развивающую информационную среду для учащейся молодёжи.


В этой работе сегодня участвуют библиотекари, музейщики, архивные специалисты, представители издательского мира. Задача в том, чтобы интегрировать их ресурсы, силы и желание сделать процесс обучения более объемным, интерактивным и глубоким, привить молодёжи  вкус к работе с опорой на документ – истину из первых рук.

Как отметил генеральный директор Президентской библиотеки Александр Вершинин, новый Закон об образовании обязывает от практики обмена опытом по обозначенным выше вопросам перейти к их анализу и обобщению, выработке конкретных рекомендаций.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Павел Сергоманов акцентировал свое выступление на конкретных требованиях, которые формулирует новый закон: «Библиотечные базы школ должны быть укомплектованы не только печатными изданиями. Посредством современных электронных носителей знаний, а также договоров, предусматривающих сетевое взаимодействие, школы и вузы должны использовать при обучении ресурсы нескольких библиотек, архивов, музеев. При этом педагоги получат прекрасную возможность организовать не только учебную, но и внеурочную деятельность, возмещая тем самым отсутствие так необходимых детям разнопрофильных кружков в старом понимании. Техническое переоснащение библиотек позволит, наконец, педагогам оказывать полноценную методическую помощь родителям, многие из которых сегодня стремятся не отстать от своих детей в компьютерном самообразовании. В будущем прогрессивная роль библиотек нового типа будет только возрастать».

Участники круглого стола проанализировали результаты общественного обсуждения проекта Историко-культурного стандарта и перспективы его применения в новой информационной среде. По словам заместителя директора Института российской истории РАН Сергея Журавлева, Стандарт готовился с учетом ориентации на перспективное развитие образовательных электронных ресурсов. В связи с подготовкой нового учебника истории было высказано пожелание, чтобы его электронный вариант включал гиперссылки на первоисточники, тогда учащиеся будут получать представление о разных точках зрения на спорные вопросы истории и вырабатывать собственный взгляд на вещи, формирующие мировоззрение.

Работа по созданию школьных электронных библиотек уже началась. По словам генерального директора ООО «Азбука Рус» Нукри Башарули, компания разработала и реализует концепцию создания школьной электронной библиотеки с соблюдением всех необходимых лицензионных требований правообладателей, которую успешно апробировала и внедряет в 58 регионах России. Её важное преимущество – массовое использование возможностей доступа к интерактивной информации с помощью компьютеров прямо на уроках. Федеральная система «Азбука» обеспечивает доступ к 84% учебников в электронной форме из федерального перечня.

На местах при активном содействии Президентской библиотеки и использовании открытых ею электронных читальных залов ведется большая работа по развитию информационной культуры всех участников образовательного процесса (учителей, детей и их родителей). Участник круглого стола директор Тюменского филиала Президентской библиотеки Олег Шор рассказал о «десанте» своих сотрудников в одну из школ, где уроки с применением новейших технологий не уступали по уровню столичным. По его словам, в содружестве с Тюменской областной научной библиотекой имени Д. И. Менделеева сотрудничеством охвачены все 100% школ – школьники 7–11-х классов. Теперь урок с использованием ресурсов Президентской библиотеки там не новость.

Нельзя не сказать и о немалом вкладе в решение проблемы технического перевооружения  учебного процесса Санкт-Петербургского государственного университета. Как рассказали проректоры СПбГУ Игорь Горлинский и Марина  Лаврикова, еще задолго до министерских законов и предписаний в университете занялись созданием собственной электронной базы хранения ресурсов библиотечного характера. Сейчас их более 84 тысяч единиц, тогда как, к примеру, в Гарварде их – 102 тысячи единиц, то есть скорость насыщения контента примерно одинаковая. В СПбГУ сегодня думают над тем, как обеспечить широкий и абсолютно бесплатный доступ к этим ресурсам.

В выступлении на тему «Сетевая электронная библиотека федеральных университетов» заместитель первого проректора по экономике и стратегическому развитию Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова Александр Гильдебранд рассказал, как ряд вузов пытается организовать общую сетевую библиотеку.

Подводя итоги круглого стола, Марина Лаврикова, первый проректор Московского государственного юридического университета Елена Грачева и заведующая сектором информационного права Института государства и права РАН Иллария Бачило отметили, насколько быстро меняется ландшафт информационно-образовательной среды, чему, в первую очередь, способствует надежное и заинтересованное партнерство всех субъектов образовательного процесса. Стратегическое развитие библиотечной отрасли в современных условиях – прежде всего, это создание единого информационного пространства и интеграция потенциала всех организаций, имеющих отношение к образовательному процессу.  

Источник: ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина»

 

logosmall
Copyright © 1995- 2017 ГПНТБ России.
Все права защищены.
Контакты
Режим работы
Электронная почта:
gpntb@gpntb.ru
Последнее обновление:
28.06.2017