Архив

45 729

Концепция развития школьных библиотек

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития библиотек организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы (далее – Концепция, школьные библиотеки), в Российской Федерации.

Масштаб и глубина необходимых преобразований школьных библиотек обусловлены вызовами системе образования, связанными с переходом к постиндустриальному информационному обществу, с возрастанием роли информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, с усилением влияния профессионального сообщества и общественных организаций на требования к современной системе образования.

На заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования 23 декабря 2015 г. Президент России поставил цель сделать российскую школу одной из лучших в мире. Одним из важнейших результатов выполнения поручений должно стать создание новой инфраструктуры школьного образования, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания, что потребует обновления учебного оборудования, библиотек и иных средств, необходимых для внедрения в общеобразовательных организациях эффективных образовательных технологий и педагогических методик.

I.Значение школьных библиотек в современном мире и в России

В современном мире школьные библиотеки становятся инфраструктурной основой образовательной деятельности, обеспечивающей необходимые условия для реализации метапредметного обучения, ориентированного на самоопределение и комплексное системное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей каждого обучающегося.

Образовательная практика ведущих стран мира показывает, что школьная библиотека в настоящее время должна взять на себя не только образовательную, но и воспитательную (в том числе гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, обеспечивающую и досуговую функции.

Школьная библиотека сегодня – это центр общественной жизни, точка доступа к новейшим технологиям работы с информацией для всего населения, место коллективного мышления и сотворчества, ключевой элемент инфраструктуры чтения и непрерывного образования, что требует качественно иного оснащения и организации библиотечного пространства.

В передовых образовательных организациях школьная библиотека уже сегодня становится естественным местом обмена актуальными педагогическими методиками, пространством развития педагогов. Сообществом педагогов-практиков на базе школьных библиотек создается авторский образовательный контент различных типов – электронные и информационные образовательные ресурсы, дистанционные открытые курсы, интерактивные образовательные модули и др.

Важной тенденцией становится предоставление со стороны школьных библиотек инфраструктуры для смарт-обучения (smart education, «умное обучение»). Данное направление непрерывного образования предполагает гибкое обучение в интерактивной образовательной среде, включающей общественное пространство для коллективной работы, интерактивный контент и интеллектуальные технологии обучения.

Внедрение выше перечисленных инновационных механизмов работы, в том числе сетевого взаимодействия, школьных библиотек, обеспечит повышение общей эффективности национальной системы образования.

В России, как и во всем мире, школьные библиотеки образовательных организаций становятся значимым фактором развития человеческого капитала, возрастает их влияние в образовательной деятельности и в общественной жизни.

 Источник: газета "Учительская"

logosmall
Copyright © 1995- 2017 ГПНТБ России.
Все права защищены.
Контакты
Режим работы
Электронная почта:
gpntb@gpntb.ru
Последнее обновление:
22.01.2017