Тараненко Любовь Геннадиевна, Кемеровский государственный институт культуры  канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного института культуры
Lyubov Taranenko, Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Head of Document Communications Chair, Kemerovo State Institute of Culture, lubgt@mail.ru, 17, Voroshilova st., 650056 Kemerovo, Russia
Технология создания электронного краеведческого каталога: трансформации в условиях электронной среды
Technologies for building e-catalogs on local history: Transformations in the digital environment

Объект освещённого исследования - электронные краеведческие каталоги библиотек РФ. Обозначены специфические особенности, представлен перечень документационного обеспечения процесса их создания. На основе компонентной структуры технологического процесса (цель, объекты, субъекты, ресурсы, процессы, средства, методы, регламентирующие документы, результаты) выявлены основные трансформации, произошедшие в технологии создания краеведческого каталога. Определено, что они связаны с расширением объектов включения в каталог (в том числе сетевых); усложнением требований к субъектам (обязательное владение компетенциями машиночитаемой каталогизации); принципиальными изменениями в пользу электронных составляющих ресурсной (информационной) базы; необходимостью постоянной модернизации технических и программных средств; усугубившимися проблемами лингвистического обеспечения в условиях машиночитаемой каталогизации; созданием новых регламентов и др. Среди частных проблем создания ЭКК выделены вопросы конверсии традиционных краеведческих библиографических записей в электронные: большие объёмы ретроввода, конвертирование записей на языках малых народов, использование разных способов конверсии краеведческих каталогов. Отмечено серьёзное усложнение технологического процесса создания электронного краеведческого каталога. Решением данных проблем может стать расчёт трудоёмкости и эффективности процессов создания и использования компонентов краеведческого справочно-поискового аппарата на основе технологического проектирования.

Significant transformations in the technologies of e-catalog building in the area of local history are discussed. The author examines the main changes. She focuses on the local lore and history e-catalogs of the RF libraries and their specific features. The document support of the catalog development is presented. Based on the element structure of the technological process (goal, objects, subjects, resources, processes, instruments, methods, regulation documents, and results), the transformations in the technology are revealed. The author concludes that these changes are due to the expanding objects covered by the catalogs (including the networked); complicating regulations for the objects (mandatory competences for machine-readable cataloguing); radical changes to the advantage of digital information resources; need for continuing upgrade of hard- and software; exacerbating problems of linguistic support of machine-readable cataloguing; new regulations, etc. The author also points to significantly complicating technologies. The author suggests that the solution may lie in labor consumption and efficiency calculations for the processes of the e-catalog elements design and use.


Столяров Юрий Николаевич, Научный и издательский центр «Наука» РАН, Российская государственная библиотека  доктор пед. наук, профессор, главный научный сотрудник Научного и издательского центра «Наука» РАН и Российской государственной библиотеки, заслуженный работник культуры
Yuri Stolyarov, Science and Publishing Center «Nauka» of Russian Academy of Sciences, Russian State Library, Moscow, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Chief Researcher, Science and Publishing Center «Nauka» of Russian Academy of Sciences, Russian State Library, yn100@narod.ru, 90 Profsoyuznaya st., 117864 Moscow, Russia
Ошибочность идеи трансформировать библиотеки в качественно иные учреждения
The defective idea of transforming libraries into basically different institutions

Автор критически анализирует радикальные технократические позиции В. К. Степанова, заключающиеся в необходимости трансформировать библиотеки в качественно иные учреждения. Эти позиции отстаиваются в его последних статьях, опубликованных в журнале «Научные и технические библиотеки». Показано, что взгляды автора не новы, они высказывались ещё сто лет тому назад и затем неоднократно повторялись. Но попытки их реализовать продемонстрировали свою полную несостоятельность. Ошибочны и представления об укрощении документного потока: он стабилизировался в пропорции 20:80 в пользу нонэлектронной книги. В 99% случав читатели приходят в библиотеки за печатной (бумажной) книгой, которую лишены возможности купить в связи с непрерывным ростом цен и несовершенством системы книжной торговли. Следовательно, библиотекам рано отказываться от выполнения документивной функции. Библиотеки всегда придавали большое значение и тому, чтобы самыми разнообразными способами максимально реализовывать коммуникативную функцию, поэтому агитация В. К. Степанова за её внедрение излишняя. Призыв к трансформации библиотек в качественно иные учреждения признаётся контрпродуктивным.

The author analyzes and criticizes Vadim Stepanov's radical technocratic ideas of transforming libraries into basically different institutions. In particular, Vadim Stepanov promotes these ideas in his recent publications in the “Scientific and Technical Libraries” journal. The author proves that such views are not the news having been promoted a century ago and repeated many times. However, the attempts to implement them have demonstrated their bankruptcy. The author also considers the ideas of taming the document flow: it has been stabilized in the 20:80 ratio to the advantage of non-digital books. 99% users come to the library for printed (paper) books as they cannot afford buying them due to continuously increasing prices and imperfect book selling system. It means that the libraries shall not renounce of their documentive function. The libraries recognize the significance of their communicative function, and V. Stepanov’s appeals look beside the point. Thus, the appeal to transform libraries into basically different institutions shall be deemed counterproductive.


Солопова Оксана Артуровна, Санкт-Петербургский государственный институт культуры  соискатель учёной степени кандидата наук кафедры информационного менеджмента Санкт-Петербургского государственного института культуры
Oksana Solopova, St. Petersburg State Institute of Culture, St. Petersburg, Russia, Ph. D. Student, Information Management Chair, St. Petersburg State Institute of Culture, solopovaoksana@yandex.ru, 7, Millionnaya st., 191186 St. Petersburg, Russia
Коммуникационное пространство библиотечно-информационной сферы
Communication space in the library and information sphere

Рассмотрены особенности коммуникационного пространства библиотечно-информационной сферы. Названы участники коммуникационного процесса и факторы, влияющие на коммуникацию. Предложена схема коммуникационного пространства библиотечно-информационной сферы, которая включает в себя её сотрудников, целевую аудиторию (читателей), партнёров и контролирующие органы. Дана сравнительная характеристика формальных и неформальных коммуникационных каналов, указаны их достоинства и недостатки. Рекомендованы определённые действия, связанные с выбором актуального для целевой аудитории коммуникационного канала, с целью повышения эффективности коммуникационного процесса и корректной передачи информации реципиенту от коммуниканта. Представлены наиболее оптимальные этапы выбора коммуникационного канала. Отражены факторы, которые следует учитывать при выборе востребованного коммуникационного канала передачи информации реципиенту. Рассмотрены коммуникационные барьеры, возникающие при неверно выбранном коммуникационном канале и их негативные последствия для коммуникации. Отмечено: в связи с тем, что условия взаимодействия, приоритеты и настроения людей непостоянны, важно вовремя привнести изменения в коммуникационный процесс с учётом новых обстоятельств. Подчёркнуто, что знание особенностей коммуникационного пространства библиотечно-информационной сферы и алгоритма выбора подходящего коммуникационного канала поможет избежать возникновения коммуникационных барьеров.

Specific features of the communication space in the library and information sphere are discussed. The communication process players and factors are named. The communication space scheme for the library and information sphere is proposed. The scheme comprises: library and information staff, target audience (users), partners, and regulatory authorities. The formal and informal communication channels are characterized and compared with their advantages and drawbacks named. Several procedures for choosing communication channels relevant to target audience are proposed to increase effectiveness of the communication process and validity of communicant-recipient information transfer. Optimum communication channel selection stages and factors are characterized. Communication barriers due to wrong communication channel and their negative consequences for the communication process are described. Knowledge of the communication space in the library and information sphere and communication channel selection algorithm enables to exclude the communication barriers.


Степина Наталья Александровна, Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина, г. Орёл  библиограф Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина (г. Орёл)
Natalya Stepina, A. S. Pushkin Central Town Library, Orel, Russia, Bibliographer, A. S. Pushkin Central Town Library (Orel), natales2010@mail.ru, 2, Gostinaya st., 302001 Orel, Russia
Сервисные технологии в практике вузовской библиотеки (на примере социологического исследования Научной библиотеки ОГУ им. И. С. Тургенева)
Service technologies in academic libraries (case study of I. S. Turgenev Orel State University Scientific Library)

Рассмотрены инновационные технологии сервисного наполнения библиотечно-ин­формационного обслуживания. Представлен мониторинг удовлетворённости пользовате­лей качеством полученных услуг/продуктов и сопутствующего обслуживания в рамках реализации сервисной концепции на базе Научной библиотеки Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева. Цель исследования - изучение нового формата работы персонала, уточнение критериев и индикаторов оценки деятельности библиотеки, конкретизация содержания её сервисного наполнения. Качественные характеристики измерены и сопоставлены с идеальной моделью библиотечно-информационного обслуживания. Установлено, что сервисная доминанта созвучна общим интересам персонала и пользователей по формированию открытой, безопасной, дружественной рабочей среды. Подтверждено, что сервисные технологии - действенный инструмент гуманистической миссии. Предложены ключевые управленческие решения: мотивация роста общей культуры персонала; развитие корпоративного профессионального сотрудничества в сфере обмена информацией; генерирование собственного интеллектуального контента; интенсификация форм информирования пользователей; обеспечение методической помощи; мониторинг; продвижение имеющихся ресурсов и распространение информационной продукции. Отмечено, что полученный эмпирический материал может быть использован другими вузовскими библиотеками, так как отражает опыт деловой активности, хозяйственной инициативной деятельности библиотечного подразделения, основанной на клиентоориентированной концепции в обслуживании.

Innovative technologies for providing the scope of library information services are discussed. Users satisfaction with the products/services quality within the services strategy of Orel State University Scientific Library was monitored. The study goals were to investigate into the new format of staff operation, to refine criteria and evaluation indicators, and to specify services and practices. The quality features were measured and compared to the ideal model of library and information services. It is found that the service dominant idea is consonant with the staff’s and users’ orientation toward open, secure, friendly working environment. The author remarks to the staff's business activity, increasing the Library’s rates in the external environment. She proves that the service technologies make the efficient instrument of the humanistic mission rather than obtaining of the maximum extrabudgetary funding. The author proposes several key management solutions, i.e. stimulation of staff’s culture; development of corporate professional cooperation in information exchange; generation of in-house intellectual content; intensification of user awareness forms; methodological support; monitoring; promotion of the existing resources and dissemination of information products. The obtained empirical data make the foundation for increasing effectiveness of services.


Павличенко Ирина Андреевна, Межрайонная ЦБС им. М. Ю. Лермонтова, Санкт-Петербург  заведующая Центральной библиотекой им. М. Ю. Лермонтова (Санкт-Петербург)
Irina Pavlichenko, M. Y. Lermontov Central Library, St. Petersburg, Russia, Director, M. Y. Lermontov Central Library (St. Petersburg), irrina@yandex.ru, 17-19, Liteiny prosp., 191028 St. Petersburg, Russia
Формирование научного мировоззрения молодёжи на базе публичной библиотеки
Educating scientific worldview in the young people at the public libraries

Рассмотрена проблема формирования научного мировоззрения молодого поколения в контексте нормативных документов национального и международного уровня. На основе изучения теоретических и практических взглядов на проблему в статье проведена мысль о том, что публичные библиотеки могут внести большой вклад в формирование и укрепление научного мировоззрения молодёжи. В связи с этим также подчёркнута необходимость создания организационных механизмов, способствующих формированию научной грамотности, важность которой обусловлена мировоззренческими, политическими, экономическими, образовательными трансформациями в социальной жизни. Предложены современные форматы приобщения молодёжи к научному знанию. Рассмотрены такие форматы, как лекции, мастер-классы, кинолектории, конференции и семинары, освещающие тематику естественных, технических и технологических наук. Отмечено, что библиотекам, музеям, научно-просветительским организациям на основе партнёрства предстоит многое сделать для того, чтобы молодёжь приобрела интерес к научному знанию и в дальнейшем смогла принимать осознанное решение о применении своих талантов и способностей в научной деятельности. Сделан вывод о том, что в условиях динамичного развития информационных технологий системная работа по поляризации науки и научных знаний превращает библиотеку в важнейший центр интеллектуальной жизни общества.

Education of the scientific worldview within the context of national and international regulatory documents is discussed. Based on the study of theoretical concepts and practical experience, the author argues that public libraries contribute to educating and developing scientific worldview in the young people. The need for organizational instruments to build science literacy essential due to conceptual, political, economical, educational transformations in the social life, is substantiated. The author suggests to introduce modern formats, e. g. lectures, master classes, visual presentations, conferences and workshops in technics, the natural and engineering sciences. The libraries, museums, academic and educational institutions have to partner to excite young population's interest toward scientific knowledge to make them taking informed decision when choosing a profession.


Сысоев Александр Николаевич, Библиотека по естественным наукам РАН  заведующий отделом лингвистического обеспечения Библиотеки по естественным наукам РАН
Alexander Sysoev, RAS Library for Natural Sciences, Moscow, Russia, Head, Department for Linguistic Support, RAS Library for Natural Sciences, sysoev@benrun.ru, 11/11, Znamenka st., 119991 Moscow, Russia
Шапшева Наталья Петровна, Библиотека по естественным наукам РАН  главный библиотекарь Библиотеки по естественным наукам РАН
Natalya Shapsheva, RAS Library for Natural Sciences, Moscow, Russia, Chief Librarian, RAS Library for Natural Sciences, npshapsheva@mail.ru, 11/11, Znamenka st., 119991 Moscow, Russia
Перевод атрибутивной группы в заглавиях англоязычных научно-технических документов при каталогизации
Translating the attribute group in the titles of the English-language sci-tech documents for cataloguing

Обсуждаются трудности, возникающие при переводе атрибутивной группы существительных, известной как «noun chain» - цепочка существительных, в заглавиях документов на материале англоязычных изданий научно-технической литературы, поступающей в электронный каталог БЕН РАН. Впервые рассмотрены особенности перевода заглавий в случае, когда в составляющую заглавие атрибутивную группу входят союзы и предлоги, вследствие чего «правило ряда» не работает. Такая ситуация говорит о появлении структурно-лексических единиц нового типа, которые авторы выделяют как атрибутивные группы с ветвлением существительных. В практической работе каталогизатора рекомендуется использовать подход, позволяющий избежать возможной путаницы при переводе этих структурно-лексических единиц. В процессе перевода рекомендуется: провести грамматический анализ английского заглавия, выделить атрибутивную группу и структурировать её в предложенном шаблоне для установления логических и семантических связей между отдельными словами. Наглядное представление связей позволяет переводчику-каталогизатору увидеть и оценить информационный порядок слов в рамках обсуждаемого явления. Рекомендуемый анализ позволяет выявлять словосочетания, отвечающие известным терминологическим конструкциям, адекватный перевод которых способствует выбору верного индекса систематизации.

The difficulties in translating the attributive group of nouns, known as "nouns chain", - the chain of nouns, in the titles of documents on the material of English-language editions of scientific and technical literature entering the electronic catalog of BEN RAS are discussed. For the first time, the peculiarities of translation of titles are considered under the condition that unions and prepositions are included in the constituent title of the attribute group, as a result of which the "rule of a number" does not work. This situation suggests the emergence of structural and lexical units of a new type, which the authors distinguish as attribute groups with branching nouns. In the practical work of the cataloger it is recommended to use an approach to avoid possible confusion in the translation of these structural and lexical units. In the process of translation it is recommended: to carry out grammatical analysis of the English title, to select the attribute group and to structure it in the proposed template in order to establish logical and semantic links between individual words. A visual representation of the links allows the cataloging translator to see and evaluate the information order of words within the framework of the discussed phenomenon. The recommended analysis makes it possible to identify phrases that meet the known terminological constructions, adequate translation of which contributes to the choice of the correct index of systematization.


Клюев Владимир Константинович, Московский государственный институт культуры, Московский государственный лингвистический университет  канд. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГИКа, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности Московского государственного лингвистического университета, почётный работник высшего профессионального образования РФ
Vladimir Klyuev, Moscow State Institute of Culture Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Professor, Head of Information and Library Activities Management Chair, Moscow State Institute of Culture; Professor, Library and Information Activities Chair, Moscow State Linguistic University, kluevvlad@yandex.ru, 7, Bibliotechnaya st., 141406 Khimki, Moscow, Russia
Новый формат нормативного обеспечения подготовки бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности
New format of regulative support of BA and MA programs in library and information sciences

Рассмотрена современная регламентация вузовского библиотечно-информационного образования, отражающая перспективные тенденции ориентации высшей профессиональной школы на потребности практики. Раскрыты основные концептуальные положения осуществляемой реформы высшего профессионального образования: многоуровневость и преемственность, компетентностный подход, сопряжённость с практикой, интерактивность обучения, комплексная система контроля и оценки знаний выпускников. Выделены нормативные новации повсеместно вводимых в действие с 2019/20 учебного года актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» - бакалавриат и 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» - магистратура. Отражены: базовые методологические подходы к моделированию профессиональных компетенций выпускников библиотечных бакалавриата и магистратуры; комплекс основных образовательных программ отраслевых бакалавриата и магистратуры, обязательных и рекомендуемых профессиональных компетенций. В результате комплексного анализа сделан вывод: высшее библиотечно-инфор­мационное образование претерпевает трансформации, которые характерны для российского образования в целом; подготовка библиотечных кадров ведётся в рамках реализуемого в нашей стране Болонского процесса и нацелена на сохранение лучших традиций прошлого и поиск своего места в будущем.

The current regulation of higher education in library and information sciences reflects the prospective trends and orientation toward practical demands of the industry. The author examines the main concepts of the higher professional education reform under the way, i. e. multilevel structure and consistency, competence approach, connection with practical activities, integrated control and evaluation of obtained knowledge. Regulation novations of the updated federal national education standards of higher education in specializations 51.03.06 “Library and information activities”, BA, and 51.04.06 “Library and information activities”, MA, are discussed. The author also examines the methodological approaches toward modeling of the professional competences to be developed within BA and MA programs; the complex of mandatory and recommended professional competences to be developed within BA and MA programs. Based on the comprehensive analysis, the conclusion is made that the higher library and information education, like the Russian education system on the whole, has been going through the transformations; while library professional training corresponds with the general requirements of the Bologna process.


Савицкая Татьяна Евгеньевна, Российская государственная библиотека  ведущий научный сотрудник Центра по исследованию проблем развития библиотек Российской государственной библиотеки
Tatyana Savitskaya, Russian State Library, Moscow, Russia, Leading Researcher, Center for Library Development Studies, Russian State Library, eneklessa@yandex.ru, 3/5, Vozdvizhenka st., office 307, 119019 Moscow, Russia
«Заявление ИФЛА по сетевому нейтралитету и нулевому рейтингу»: за кулисами проблемы
IFLA Statement on Net Neutrality and Zero-rating: At the backstage of the problem

Проанализировано «Заявление ИФЛА по сетевому нейтралитету и нулевому рейтингу», принятое 15 авг. 2016 г. на Всемирном библиотечном и информационном конгрессе - 82-й генеральной конференции ИФЛА (13-19 авг. 2016 г., шт. Огайо, Колумбус, США), его значение для международного библиотечного сообщества, а также социально-эконо­мический и культурный контекст, обусловивший его принятие. Выступив в защиту сетевого нейтралитета и против практики нулевого рейтинга, ИФЛА обозначила зону латентного на тот период конфликта коммерческих интересов интернет-провайдеров и правил равного доступа пользователей ко всем видам контента без ограничения скорости и дополнительной платы. Конфликт этот годом позже, в 2017 г., стал достоянием общественности в период активной борьбы против отмены принципа сетевого нейтралитета в США. Отмечено, что рыночная тарификация трафика, зелёный свет которой был дан в результате отмены сетевого нейтралитета в США 14 дек. 2017 г. Федеральной комиссией по коммуникациям, особенно чувствительна для библиотек с ограниченным финансированием, неспособных оплатить высокоскоростной интернет. Помимо платного доступа к широкополосному интернету очевидную опасность для библиотек представляет практика нулевого рейтинга, предоставление бесплатного и безлимитного трафика в рамках популярных социальных сетей или пакетных тарифных планов от крупных корпораций, что ведёт к монополизации информационного рынка крупнейшими IT-корпорациями и дальнейшей маргинализации библиотек. Как естественные противники прогрессирующей монетизации сети библиотеки выступают за трактовку интернета как коммунальной службы, общедоступного общественного ресурса с прозрачным и стабильным тарифом, законодательно ограждённого от попыток провайдеров получить сверхприбыль.

The article analyzes the IFLA Statement on Network Neutrality and Zero-rating adopted on August 15, 2016 at the meeting of the World Library and Information Congress of the 82nd IFLA Conference in Columbus, USA, its importance for the international library community, as well as the socio-economic and cultural context, which was due to its adoption. Speaking in defense of network neutrality and against the practice of the zero-rating, IFLA designated a zone of latent for that period conflict of commercial interests of Internet providers and rules of equal access of the user to all types of content without speed and additional fee. Conflict this year later, in 2017, became public in the period of active struggle against the abolition of the principle of network neutrality in the United States. The market rate of traffic, the green light of which was opened as a result of the cancellation of network neutrality in the United States on December 14, 2017 by the Federal Communications Commission, is particularly sensitive for libraries with limited funding, unable to pay for high-speed Internet. In addition to paid access to broadband Internet, the obvious danger for libraries is the practice of zero rating, providing free and unlimited traffic in the framework of popular social networks or package tariff plans from large corporations, which leads to the monopolization of the information market by the largest IT corporations and the further marginalization of libraries. The displacement of cultural and educational institutions as a non-profitable sector on the roadside negatively affects libraries as providers of access and as creators of Internet content; strikes both on the acquisition of funds, and on the maintenance of readers of high-quality non-commercial information. As natural opponents of progressing monetization, the Library's networks favor the interpretation of the Internet as a public service, a publicly available public resource with a transparent and stable tariff, legislatively protected from attempts by providers to receive super-profits.


Дворкина Маргарита Яковлевна, Российская государственная библиотека  доктор пед. наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела библиотековедения Российской государственной библиотеки
Margarita Dvorkina, Russian State Library, Moscow, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Chief Researcher, Library Studies Department, Russian State Library, dvorkinaMY@rsl.ru, 3/5, Vozdvizhenka st., 119019 Moscow, Russia
Учёный - новатор, талантливый педагог, творческая личность (К 85-летию А. В. Соколова)
The innovator scholar, talented pedagogue, creative person (on the 85-th anniversary of Arkady Sokolov)

Статья посвящена выдающемуся учёному, доктору педагогических наук, профессору Аркадию Васильевичу Соколову. Выделены темы и публикации, которые существенно отличают его от других исследователей: будущее библиотеки, библиотековедения и библиографии, гуманизм, интеллигенция и библиотечная интеллигенция, социальная информатика, социальные коммуникации, философия информации. Отмечено, что А. В. Соколов в своих работах уделяет большое внимание библиотечной профессии, библиотекарям, библиотечному образованию, библиотеке. Рассмотрен оригинальный проект А. В. Соколова - сборники «Ретроспектива…». Подчёркнуто, что новаторское начало проявляется у А. В. Соколова не только в научной деятельности, но и в общественной: в 1967-1984 гг. он возглавлял первую в стране кафедру информатики в Ленинградском государственном институте культуры им. Н. К. Крупской; организовал первое в России библиотечное общество - Петербургское. Обращено внимание на научную школу А. В. Соколова. Приведены некоторые биографические сведения о А. В. Соколове, отмечены привлекательные черты его личности, присвоенные ему звания. Перечислены журналы, в которых он является членом редколлегии, и читаемые Аркадием Васильевичем дисциплины. В конце статьи дан перечень (55 названий) основных трудов А. В. Соколова.

Professor Arkady Sokolov, Ph. D. (Pedagogy) is a prominent scholar. The author highlights themes and publications unique for Sokolov: the future for libraries, library science and bibliography, humanism, intelligencia and library intellectuals, social informatics, social communications, philosophy of information. In his works, prof. Sokolov gives his special attention to the library profession, librarians, library education, the libraries on the whole. “Retrospektiva…” digest are A. Sokolov’s special project. The author also reflects on Sokolov’s innovative academic social initiatives: in 1967-1984 he headed the first in the nation informatics chair In Leningrad State Institute of Culture; founded St. Peterburg library society, the first one in Russia. The Professor’s giant flock numbers 44 scientists. Sokolov’s biographical information is given; the journals where he is an editorial board member are named; disciplines in which he delivers lectures; his titles are named. Arkady Sokolov’s outstanding personality is also depicted. In conclusion, the main bibliography (56 titles) is given.


Мазурик Наталия Александровна, ГПНТБ России  заведующая редакцией журнала «Научные и технические библиотеки»
Nataliya Mazurik, Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russia, Managing Editor, “Scientific and Technical Libraries” Journal, Russian National Public Library for Science and Technology, ntb1@gpntb.ru, 17, 3rd Khoroshevskaya st., 123298 Moscow, Russia
Двадцать вторая международная конференция «LIBCOM-2018» -«Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек». (Обзор мероприятий)
The Twenty Second International Conference «LIBCOM-2018» - «Information technologies, computer systems and publications for libraries». (Review of events)

Освещена работа Двадцать второй международной конференции «LIBCOM-2018» - «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» (26-30 ноября 2018 г., г. Суздаль). Представлены основные мероприятия программы, такие как: открытие конференции и пленарное заседание, научная конференция «Наукометрия, библиометрия, открытые данные и публикации в науке», Центральная дискуссионная площадка конференции, Открытая сессия, «круглый стол» «Библиотеки и корпорации: сотрудничество в период цифровой трансформации», заседание правления и членов Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего». Отмечено: девиз нынешнего форума - «Открытый доступ - дорога к знаниям» стал лейтмотивом докладов и мероприятий конференции, что подтверждает её соответствие мировым трендам. Особое внимание уделено научной конференции «Наукометрия, библиометрия, открытые данные и публикации в науке», впервые организованной в рамках «LIBCOM». Подведены итоги работы конференции. Приведены слова председателя Оргкомитета «LIBCOM-2018» - генерального директора ГПНТБ России, доктора технических наук, профессора Я. Л. Шрайберга о том, что сформировались основные темы конференции: открытый доступ, наукометрия и библиометрия, научный образовательный кластер, вузовские библиотеки; необходимо развивать тематику школьных библиотек.

The Twenty Second International Conference «LIBCOM-2018» - «Information technologies, computer systems and publications for libraries» (November 26-30, 2018, Suzdal) is reviewed. The main conference activities and events are discussed, e.g. the opening ceremony and plenary meeting, «Scientometrics, bibliometrics, open data and publications in science» conference, Central Discussion Site, Open Session, the round table “The libraries and corporations: Cooperation in the age of digital transformations”, meeting of the board and members of the National Library Association Libraries of the Future. The conclusions are made.