Бочарова Елена Николаевна, Библиотека по естественным наукам РАН  научный сотрудник Библиотеки по естественным наукам РАН
Elena Bocharova, RAS Library for Natural Sciences, Moscow, Russia, Researcher, RAS Library for Natural Sciences, kool108@benran.ru, 11/11, Znamenka st., 119991 Moscow, Russia
Кочукова Елена Викторовна, Библиотека по естественным наукам РАН  врио директора Библиотеки по естественным наукам РАН
Elena Kochukova, RAS Library for Natural Sciences, Moscow, Russia, Acting Director, RAS Library for Natural Sciences, head@benran.ru, 11/11, Znamenka st., 119991 Moscow, Russia
Современный подход к отбору изданий в фонд научной библиотеки
The modern concept of selecting publications for the research library collections

В последнее десятилетие в систему комплектования ЦБС БЕН РАН включена Экспертная система комплектования. Её важнейшие составляющие - «институт экспертов», информационный базис (БД РКП, информация издательств), система оценок. Успешная многолетняя работа этой системы обеспечена простым и удобным интерфейсом как для экспертов, так и для комплектаторов, и технологическими решениями. Внедрение системы позволило решить целый ряд задач, стоящих перед научными библиотеками: оперативное информирование учёных о вышедших в стране изданиях, формирование фонда библиотеки, который бы наиболее полно удовлетворял информационные потребности пользователей. Статистические данные, полученные в процессе функционирования Экспертной системы, позволяют комплектаторам уточнить значения критериев отбора непериодических отечественных изданий, перечень издающих организаций, чья продукция наиболее востребована учёными, актуальные темы и соответствующие им виды документов. В статье представлены статистические данные работы системы за 2008-2017 гг. (состав экспертов, сферы их научных интересов; информация об участниках отечественного научного книгоиздания; данные о востребованности учёными издаваемых научных публикаций и др.) и сделанные на их основе выводы. Статья подготовлена в рамках Государственного задания БЕН РАН.

In recent decade, the collection development expert system has been introduced into acquisition practice at the RAS Library for Natural Sciences CLS. Its major components are: the «experts’ institute», information base (Russian Book Chamber database, publishers’ information), and evaluation system. The system long-term successful operation is provided by simple and friendly interface, both for experts and acquisition librarians and applied technological solutions. Implementation of the system enables to solve a series of problems of research libraries: prompt informing scholars on the works published in the country, developing library collection that meets users’ information needs to full extent. The statistical data obtained from the expert system enables acquisition librarians to clarify selection criteria for nonperiodic domestic publications, to form the list of publishers, whose products are mostly demanded by scholars, important subjects and documents corresponding them. The statistical data for 2008-2017 (the experts’ roaster, the scope of their research interests; information of participants of domestic market of scholarly literature; data on scholarly publications demanded by scholars, etc.) are presented in the paper and conclusions are made upon them. The paper is completed within the State Order at the RAS Library for Natural Sciences.


Смолина Светлана Геннадьевна, Южно-Уральский государственный университет  канд. пед. наук, директор Научной библиотеки Южно-Уральского государственного университета (Челябинск)
Svetlana Smolina, South Ural State University Scientific Library, Chelyabinsk, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Director, South Ural State University Scientific Library (Chelyabinsk), smolinasg@susu.ru, 76, Lenin prospekt, 454080 Chelyabinsk, Russia
Легенчук Мария Владимировна, Южно-Уральский государственный университет  заведующая сектором отдела компьютеризации библиотечно-информационных процессов Научной библиотеки Южно-Уральского государственного университета (Челябинск)
Maria Legenchuk, South Ural State University Scientific Library, Chelyabinsk, Russia, Sector Head, Library Information Automation Department, South Ural State University Scientific Library (Chelyabinsk), legenchukmv@susu.ru, 76, Lenin prospekt, 454080 Chelyabinsk, Russia
Потенциал вузовской библиотеки в развитии информационной компетентности
The potential of university libraries for building information competence

Освещена роль библиотеки в развитии информационной компетентности преподавателей и студентов вуза. Рассмотрены потенциал вузовской библиотеки, её образовательная функция в формировании информационной компетентности будущего профессионала. Представлен опыт работы Научной библиотеки Южно-Уральского государственного университета по развитию информационной компетентности преподавателей, сотрудников и студентов. Проанализированы такие традиционные формы обучения пользователей библиотеки, как лекция, демонстрация, семинар-тренинг, консультация, печатные и интерактивные инструктивно-методические материалы. На основе статистических данных из отчётной документации библиотеки сделан вывод о необходимости использования в дальнейшем всех форм обучения. Рассмотрен веб-сайт библиотеки как образовательная площадка с обучающими материалами. Отмечено, что необходимо привлекать студентов, преподавателей и сотрудников вуза в библиотеку через социальные сети. Освещён опыт библиотеки по организации нового обучающего грантового проекта «Публикуйся правильно! (Роль академической библиотеки в повышении публикационной активности научно-педагогических работников университета)». Приведены примеры обучающих проектов в научных библиотеках ведущих вузов страны. Подчёркнуто, что успешное развитие информационной компетентности у преподавателей, сотрудников и студентов вуза возможно только в тандеме библиотеки с другими структурными подразделениями вуза и преподавателями.

The authors examine the libraries role in building information competence of university students and the faculty. The academic libraries’ resources, their educational function of building information competence of the future professionals are discussed. Traditional teaching methods are analyzed, e. g. lectures, demonstrations, training workshops, consultations, printed and interactive instructive and methodological materials. Based on the reported statistical data, the authors conclude on the need to use every teaching method in the future. The libraries’ web-sites are examined as an educational site comprising teaching aids and materials. Interaction with social media is analyzed; the authors argue that the libraries should attract students, the faculty, and other university professionals via the social media. The experience obtained within the grant educational project “Publish right! (The role of the academic libraries in increasing publication activities of the university’s academic staff)” is discussed. Also the experience of the South Ural State University Scientific Library in building information competence related to various information activities of the faculty, students, and professional staff, is examined.


Свергунова Наталья Мирославовна, Орловский государственный институт культуры  канд. пед. наук, начальник отдела аспирантуры и магистратуры Орловского государственного института культуры, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Natalya Svergunova, Orel State Institute of Culture, Orel, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Head, Department for Graduate and Postgraduate Studies, Orel State Institute of Culture, miroslavna@inbox.ru, 15, Leskov st., 302020 Orel, Russia
Библиотеки в блогосфере: современные тенденции
Libraries in blogosphere: Modern trends

Рассмотрена деятельность библиотек в блогосфере как одно из направлений их функционирования в медиапространстве, содействующее реализации гуманистической миссии библиотеки. Представлены статистические данные о числе библиотечных блогов за 2010-2017 гг. Отмечены увеличение общего числа библиотечных блогов, но уменьшение количества тех, которые пополняются информацией. Блоги, обновляющие информацию (несмотря на сравнительно небольшое число подписчиков), работают достаточно активно. Об этом свидетельствуют показатели по опубликованным постам и откликам пользователей. Выявлены причины прекращения работы блога, среди которых: недостаток кадров; приоритетное использование сайтов, социальных сетей и средств массовой информации; несоответствие между количеством временны́х и интеллектуальных ресурсов, затраченных на создание сообщений, и востребованностью постов, и др. Проанализирована активность библиотек вузов в блогосфере (2016-2018 гг.): содержание контента и частота его обновления, объём читательской аудитории, уровень взаимодействия с пользователями, их тематические предпочтения. Сделан акцент на том, что большинство блогов имеют культурно-просветительскую направленность. Подчёркнута важность взаимодействия с пользовательскими группами. Сделан вывод о необходимости активизировать деятельность библиотек в блогосфере на основе поиска точек пересечения интересов библиотеки и читателей, изучения запросов пользователей, акцентирования их внимания на гуманистических принципах развития общества.

The activities of libraries in blogosphere as a segment of their presence in the media space in respect of realizing a humanistic mission of a library is considered. The statistical data on the quantity of library blogs in 2010-2017 are presented. It is indicated that the total quantity of library blogs increases, but the quantity of those keeping updated at present reduces. The updated blogs (despite of relatively small amount of subscribers) operate actively enough which is proved by the year-to-year growing quantity of posts and users’ responses. The activities university libraries in blogosphere (2016-2018) in respect of contents of content and frequency of its updating, amount of user audience, level of interaction with users and their subject preferences are analyzed. The accent is made on the statement that contents of the majority of blogs is oriented towards education and cultural growth. The importance of interaction with user groups is highlighted. The conclusions are made on the necessity of activating libraries’ activities in blogosphere on the basis of searching the cross points of libraries’ and users’ interests, studying users’ requests and accenting the attention on humanistic principles of the society development.


Сукиасян Эдуард Рубенович, Российская государственная библиотека  канд. пед. наук, доцент, заведующий сектором главной редакции ББК (НИЦ ББК) РГБ, заслуженный работник культуры РФ
Eduard Sukiasyan, Russian State Library, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Head, Sector of the Chief Editorial Board of Library Bibliographical Classification Research Center, Russian State Library, sukiasyaner@rsl.ru, 3/5 Vozdvizhenka st., 119019 Moscow, Russia
Классификационная культура России
Сlassification culture of the Russia

Классификационная культура - совокупность достижений страны в области классификационных систем (КС): изучение их истории и теории, создание собственных систем и развитие зарубежных, наличие изданий и вариантов, практика их применения. Рассмотрены вклад России в теорию и практику КС, степень информированности о делах за рубежом. Освещены достижения нашей страны: труды по истории библиотечных КС, направления теоретических исследований. Отмечено, что интересные КС были разработаны в XVIII-XIX вв. (для крупнейших и некоторых университетских библиотек). Представлена информация о том, что опубликованы таблицы зарубежных КС - в полном переводе на русский язык: «Классификация двоеточием» и «Десятичная классификация Дьюи», русское издание УДК в 10 т.; разработана КС, признанная международным сообществом как Национальная система России (впервые была опубликована в 1961-1968 гг. в 30 книгах). Подчёркнуто, что современная классификационная практика отличается наличием вариантов таблиц - полных, средних и сокращённых, в книжной и машиночитаемой формах. Отражён опыт разработки классификационных таблиц. Сделан вывод: Россия имеет высокий уровень классификационной культуры - таких разнообразных по объёму, функциям, содержанию КС нет ни в одной стране.

Classification culture - a set of achievements of the country in the field of classification systems (CS): the study of their history and theory, the creation of own systems and the development of foreign experience, publications and options, practice of application. It is told about the achievements of Russia: works on the history of library CS, the directions of theoretical studies. For example, he CS history is well studied - from ancient times to the present day. Interesting CS were developed in the 18-19th century (for the largest and some university libraries). Schedules of the foreign CS - complete translation of the Colon Classification and and the Dewey Decimal Classification into Russian was published. Published Russian UDC retranslation in 10 volumes. The country has CS, recognized by the international community as the National System of Russia (firstly published in the years 1961-1968 in the 30 books). Contemporary classification practice is distinguished by the presence of variants of schedules - full, medium and abridged, in book and machine-readable form. The experience of developing classification schedules for children's and school libraries is unique. The conclusion is made: Russia certainly has a high level of classification culture.


Рожнов Владимир Игоревич, ГПНТБ России  заведующий отделом системного программного обеспечения Информационно-вычислительного центра ГПНТБ России
Vladimir Rozhnov, Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russia, Head, System Software Department, Russian National Public Library for Science and Technology, sobaka@gpntb.ru, 17, 3rd Khoroshevskaya st., 123298 Moscow, Russia
Хранение электронных книг в библиотеках: сравнительный анализ различных графических форматов
Storing digital books in electronic libraries: Comparison analysis of various graphic format use

В статье приведены основные положения, связанные с оцифровкой документов. Дана краткая характеристика единых требований к оцифровке изданий для Национальной электронной библиотеки. Проанализированы графические форматы файлов, с помощью которых можно сохранять оцифрованные копии (TIFF, JPEG, PNG). Отмечены достоинства и недостатки каждого формата. Подчёркнуто, что в связи с быстрым развитием технологий и появлением устройств «автоматизированный читатель» библиотеки приобретают ставшее доступным сканирующее оборудование высокого разрешения и увеличивают скорость оцифровки с использованием тяжёлых графических форматов в своих фондах. Это позволяет наращивать темпы заполнения хранилищ серверов. Современные компьютерные технологии и программы распознавания текста позволяют начать оцифровку фонда. Автор задаёт закономерный вопрос: как затратить меньше ресурсов на оцифровку и дальнейшее хранение без потери культурной и исторической ценности документов? Предложено модифицировать классификацию документов и использовать технологию распознавания текста с последующим сохранением в файл, позволяющую работать с текстом напрямую (TXT, DOC, PDF). Автор приходит к выводу: существует объективная необходимость разработать новую технологию, лишенную недостатков уже существующих технологий, но сохраняющую их преемственность.

The author begins with discussing the key provisions of document digitization. He characterizes the unified requirements of the National Electronic Library. Further, he analyzes the graphic formats for digitized copies (TIFF, JPEG, PNG). The advantages and drawbacks of each of the formats are discussed. Due to the rapid technologies advance and emergence of reader devices, the libraries that purchase now affordable HD-scanners can increase digitization efficiency with heavy graphic formats and to increase the rate of filling the servers’ storage. The modern text recognition technologies and programs enable to initiate collections digitization. Having analyzed the formats, the author expectedly asks the following question: how to use less resources for digitization and further storage without losing the documents cultural and historical value? To solve this problem, the author suggests to modify document classification and use text recognition technologies with further storing in files which would enable to use the text directly (TXT, DOC, PDF). The author concludes that there is the need for a new consistent technology deprived of the existing drawbacks.


Ивановский Александр Александрович, Библиотека по естественным наукам РАН  канд. биол. наук, старший научный сотрудник Библиотеки по естественным наукам РАН
Alexander Ivanovsky, RAS Library for Natural Sciences, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Biology), Senior Researcher, RAS Library for Natural Sciences, ival@benran.ru, 11/11, Znamenka st., 119991 Moscow, Russia
Объектная модель системы избирательного распространения информации
The object model of the selective information dissemination

Представлена объектная модель системы избирательного распространения информации (ИРИ), которая легла в основу разработки прототипа системы избирательного информирования пользователей в Библиотеке по естественным наукам РАН. Пользователям системы ИРИ предлагаются два вида обслуживания: оповещения по определяемому самим пользователем перечню научных журналов и оповещения по тематическим запросам, сформированным на основе сообщённых пользователем ключевых слов. Разработанная система избирательного информирования имеет важное отличие от традиционных для библиотечных учреждений систем подобного рода: мы не ограничиваем ни перечень журналов, сообщаемых пользователем, ни перечень первоисточников, обрабатываемых в рамках тематических запросов, теми ресурсами, к которым библиотека имеет полнотекстовый доступ по подписке. Подчёркнуто, что пользователи системы ИРИ получают персональные оповещения посредством рассылки по электронной почте, которые включают обычные поля библиографических описаний и ряд полей для расширения навигационных функций оповещения. Отмечено, что рассмотренная объектная модель и разработанный на её основе прототип системы ИРИ эксплуатировались в Библиотеке по естественным наукам РАН начиная с 2016 г. Успешная эксплуатация позволяет рекомендовать эту объектную модель как типовую для систем ИРИ.

The author examines the object model of the selective dissemination of information (SDI) that forms the basis for designing user information awareness system of the RAS Library for natural Sciences. The SDI system users are offered two types of services: the first is to provide awareness on the list of journals defined by the user, and the second is awareness building on thematic enquiries being formed with the keywords that the user supplies. The suggested SDI system differs from the traditional systems of the kind: designers do not limit the list of journals or the list of primary sources to be addressed within thematic search with the list of full-text resources available by the library’s subscription. This object model and the corresponding SDI system prototype have been operating since 2016. Its successful operation enables to suggest the described object model as a standard model for SDI system.


Мелентьева Юлия Петровна, Научный и издательский центр «Наука» РАН  доктор пед. наук, профессор, заведующая отделом проблем чтения Научного и издательского центра «Наука» РАН, заслуженный работник культуры
Yuliya Melentyeva, Reading Studies, Research Center of Book Culture Studies of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Head, Department for Reading Studies, Research Center of Book Culture Studies of Russian Academy of Sciences, melentievau@mail.ru, 90 Profsoyuznaya st., 117864 Moscow, Russia
Чтение электронных публикаций как элемент обучения и образования
Digital reading for teaching and learning

Дано определение понятия «цифровое чтение». Доказано, что цифровое чтение является естественной стадией эволюции чтения как цивилизационного процесса. Утверждается, что, будучи оборотной стороной письменности, чтение отражает все изменения, происходящие с ней на протяжении пяти тысяч лет существования. Менялись практики письменности - менялось и чтение. Сегодня, когда письменность всё больше цифровизуется и приобретает черты медийности, модифицируется и цифровое чтение. Отмечено, что значительное распространение оно получило в сфере образования и обучения. Во-первых, потому что сфера образования сегодня активно цифровизуется, а во-вторых, - в основе образования, обучения всегда лежит текст (а значит, и чтение). Рассмотрены как достоинства, так и риски цифрового чтения, особенно при чтении гипертекста. Утверждается, что овладевать цифровым чтением обучающемуся должен помогать компетентный взрослый. В связи с этим библиотеки (особенно детские, школьные, учебные), работающие в цифровой среде, начитают играть важную роль. Подчёркнуто, что важнейшая задача сегодня - подготовка специалистов, которые смогут научить использовать не только цифровые ресурсы и технологии, но и новую медийную письменность, раскроют возможности традиционного и возможности и риски цифрового чтения.

The term “digital reading” is defined. The author proves that digital reading is a natural stage of reading evolution as a civilizing process. Being “the other side” of writing, reading has been reflecting the changes of 5 thousand years of its history. The reading practices have been changing with changing writing practices. Today, as soon as the writing systems has been increasingly digitized and obtained some media features, the reading has been modifying itself, too. Digital reading has become introduced into the sphere of learning and education. Firstly, it is due to the education sector being intensively digitized, and secondly, because the text (which means reading, too) forms the basis for education. The author examines both advantages and risks of digital reading, in particular that of the hypertexts. She argues that student’s mastering digital reading requires to be supported by “a competent adult”. That is why the role of the libraries, and in particular, children’s, school, or academic libraries working in the digital environment, has been significantly increasing.


Засурский Иван Иванович, МГУ им. М. В. Ломоносова  канд. филол. наук, доцент, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Ivan Zasursky, New Media and Communication Theory Department, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Philology), Associate Professor, Head, Chair of New Media and Communication Theory, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, zassoursky@gmail.com, 9/1, Mokhovaya st., 125009 Moscow, Russia
Трищенко Наталия Дмитриевна, Ассоциация интернет-издателей, МГУ им. М. В. Ломоносова  координатор проектов Ассоциации интернет-издателей, научный редактор кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, главный редактор интернет-издания «Научный корреспондент»
Nataliya Trishchenko, New Media and Communication Theory Department, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, Project Coordinator, Internet Publishers Association; Scientific Editor, Chair of New Media and Communication Theory, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University; Editor-in-Chief, Private Correspondent Internet Publication, natahatri@yandex.ru, 9/1, Mokhovaya st., 125009 Moscow, Russia
Инфраструктура открытой науки в России и мире
The open science infrastructure in Russia and the world

Представлен обзор проектов открытого доступа к информации, которые формируют новую инфраструктуру научной коммуникации, а также сведения об инициативах и программах, способствующих развитию открытой науки в России и мире. Рассмотрены инновационные научные проекты и платформы, значительно ускоряющие процесс обмена информацией и коммуникации между учёными и создающие принципиально новые возможности для научной коммуникации с точки зрения общества. Научная новизна статьи состоит в том, что впервые сформулированы различия между понятиями «издание» и «произведение» в контексте научной коммуникации и деятельности библиотек, а также выявлены вызовы, которые ставит перед системой научной коммуникации и библиотеками эпоха новых медиа, и российские проекты, призванные решить эти проблемы. Подчёркнуто, что система научной коммуникации значительно трансформировалась за последние два десятилетия и ведущую роль в ней начинают играть альтернативные каналы обмена информацией, которые составляют конкуренцию традиционным медиа (научным журналам), хотя и перешедшим в электронную форму, но во многом сохранившим верность «аналоговой» форме. Отмечено, что в России созданы для быстрого развития открытой науки все предпосылки, опирающиеся в первую очередь на инициативы библиотек и общественных организаций: библиотечное и вузовское сообщества должны переориентироваться на новую парадигму доступа к научной информации.

The article gives an overview of open access projects that form the new infrastructure for scientific communication. It provides information on initiatives and programs contributing to the development of open science in Russia and in the world. The paper also describes innovative scientific projects and platforms that significantly accelerate exchange of information and communication between scientists and create new opportunities for their cooperation and for society. The scientific novelty of the article consists in the distinction between the notions of ‘publication’ and ‘article’ or ‘edition’ in the context of scientific communication and the work of libraries, the description of the challenges that the new media era puts behind the system of scientific communications and libraries, and Russian projects, which aim to solve the described problems. The system of scientific communication has transformed significantly over the past two decades, alternative channels of information exchange are beginning to play a leading role and become the competitors of the traditional media (scientific journals), which have converted into electronic form, but still remain rooted in the past, supported by the inertia of administration of science. In Russia the achievements of open science are still much too modest compared to Europe, but the necessary background has already been created by libraries and non-for-profit organizations. Further development of such projects will depend on whether government, libraries and universities could use these instruments and the capabilities of the new media, reorienting to a new paradigm of access to scientific information.