Лопатина Наталья Викторовна, Московский государственный институт культуры  доктор пед. наук, профессор, заведующая кафедрой библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры
Natalya Lopatina, Moscow State Institute of Culture, Moscow Oblast, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Head of Library Science and Bibliology Chair, Moscow State Institute of Culture, lis.mgik@yandex.ru, 7, Bibliotechnaya st., 141406 Khimki, Moscow Oblast, Russia
Библиотечные и информационные науки в 2017-2018 гг.: направления и результаты диссертационных исследований
Library and information sciences in 2017-2018: The focuses and findings of theses research

Представлены обзор и анализ диссертаций по специальностям 05.25.03 - Библиотековедение, библиографоведение и книговедение и 05.25.05 - Информационные системы и процессы, защищённых в Московском государственном институте культуры в диссертационном совете Д 210.010.01 на соискание учёных степеней доктора и кандидата педагогических и технических наук в 2017-2018 гг. Рассмотрены диссертации А. В. Трусова, Е. В. Русских, О. О. Кондратенко, К. Е. Соколинского, Д. А. Баширова, И. А. Вагановой, М. А. Харинцевой. По каждой диссертации представлены: библиографические данные; сведения о научном руководителе, официальных оппонентах и ведущей организации; основные результаты исследования, дискуссионные моменты в процессе защиты. Освещён процесс обсуждения диссертации научным сообществом, членами диссертационного совета. Раскрыты перспективы изучения научных проблем, рассмотренных в диссертациях. Выявлены научные вопросы, перспективные для дальнейших исследований и те, которые недостаточно рассмотрены в современной науке. Проанализирована публикационная активность соискателей учёной степени, определены открытые площадки (конференции, профессиональные форумы), на которых апробируются результаты диссертационных исследований. Перечислены журналы, которые активно публикуют работы авторов, недавно получивших учёную степень.

The author reviews and analyzes theses in the disciplines 05.25.03 - Library science, bibliography and bibliology, and 05.25.05 - Information systems and processes, defended at Moscow State Institute of Culture, Dissertation Committee D 210.010.01 in support of candidature and doctorate for a degree in pedagogy and engineering. The dissertations by A. V. Trusov, E. V. Russkikh, O. O. Kondratenko, K. E. Sokolinsky, D. A. Bashirov, I. A. Vaganova and M. A. Kharintseva are discussed. The bibliographic data, information on supervisors, official opponents and organization, research findings, and issues discussed at a viva voce, are cited for each of the theses. The process of the dissertation discussion by scientific community and the members of the dissertation committee is reviewed. The Dissertation Committee offered several practical applications for the solutions as suggested by the candidates. The prospects for further studies are revealed, prospective scientific problems are set up. The publication activities of the applicants are analyzed; the open sites (conferences, professional forums) where theses findings are tested are defined. The journals interested in the publications of new masters and doctors are named.


Мазурицкий Александр Михайлович, Московский государственный лингвистический университет  доктор пед. наук, доцент, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности Московского государственного лингвистического университета
Alexander Mazuritsky, Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Moscow State Linguistic University, mazuram@yandex.ru, 38/1, Ostozhenka st., 119034 Moscow, Russia
Кузичкина Галина Анатольевна, Самарский государственный институт культуры  канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры документоведения и библиографоведения Самарского государственного института культуры
Galina Kuzichkina, Samara State Institute of Culture, Samara, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Document and Bibliographic Studies Chair, Samara State Institute of Culture, gak_62@mail.ru, 167, Frunze st., 443010 Samara, Russia
Современная библиотека и вызовы времени
Modern libraries and the challenges

Представлены насущные проблемы библиотечной сферы, связанные с определением миссии библиотек, их роли и места в современном обществе. Дан краткий экскурс в историю библиотечного дела; выявлены основные факторы, оказавшие влияние на его трансформацию. Особое внимание уделено проблеме взаимоотношений библиотек и властных структур, в частности процессу так называемой оптимизации общедоступных библиотек, преимущественно сводящемуся к сокращению библиотечной сети. Отмечено отсутствие чётко обозначенной государственной политики в области библиотечного дела, что затрудняет формирование его обновлённой единой концепции. Рассматривая соотношение информационного и культурно-просветительского функционала общедоступных библиотек, авторы приходят к выводу о необходимости соблюдать определённый баланс, исходящий из социальной востребованности, целевых и ресурсных возможностей каждой библиотеки. Подняты вопросы трансформации представлений о библиотечном специалисте и проанализированы связанные с ними задачи системы библиотечного профессионального образования как основы сохранения и развития кадрового потенциала библиотечно-информационной сферы. Главное в ответах библиотек на вызовы времени - это их теоретическое обоснование, практическая апробация, мобильность и своевременность. Подчёркнуто, что библиотечная сфера нуждается в модернизации: и наука, и практика библиотечного дела, и кадровые ресурсы библиотек, и библиотечное образование.

The authors discuss the main challenges for the libraries related to the libraries’ mission, their role and place in the modern society. The brief historical review of librarianship is given; the key factors of its transformation are revealed. The focus is made on the libraries - government authorities interaction and, in particular, on the so-called optimization of public libraries which primarily means the decreasing library network. The well-shaped state policy in librarianship is lacking today which impedes development of an upgraded unified concept. By examining the ratio of information and cultural &educational functions of the public libraries, the authors conclude on the need for some balance based on social demand, target and resource potential of each library. The transformation of the concept of the library profession and related problems of library education as the foundation for preservation and development of human resources in the library sphere, are also discussed. The libraries’ principal response to the challenges lies in the theoretical substantiation, testing in practice, mobility and relevance.


Цветкова Валентина Алексеевна, Библиотека по естественным наукам РАН  доктор техн. наук, профессор, ведущий научный сотрудник Библиотеки по естественным наукам РАН
Valentina Tsvetkova, RAS Library for Natural Sciences, Moscow, Russia, Dr. Sc. (Technology), Professor, Leading Researcher, RAS Library for Natural Sciences, vats08@mail.ru, 11/11, Znamenka st., 119991 Moscow, Russia
Калашникова Галина Валерьевна, Библиотека по естественным наукам РАН  главный библиотекарь Библиотеки по естественным наукам РАН
Galina Kalashnikova, RAS Library for Natural Sciences, Moscow, Russia, Chief Librarian, RAS Library for Natural Sciences, Galay-Kalashnikova@yandex.ru, 11/11, Znamenka st., 119991 Moscow, Russia
Мохначева Юлия Валерьевна, Библиотека по естественным наукам РАН  канд. пед. наук, заведующая отделом наукометрических исследований Библиотеки по естественным наукам РАН
Yuliya Mokhnacheva, RAS Library for Natural Sciences, Moscow, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Head, Scientometric Studies Department, RAS Library for Natural Sciences, J_v_m@yandex.ru, 11/11, Znamenka st., 119991 Moscow, Russia
Научные журналы библиотечно-информационной сферы в индексах цитирования
Library and information scientific journals in the citation indices

Представлены результаты отражения российских научных журналов по библиотечно-информационной тематике в ведущих базах данных с функциями цитатного анализа: Web of Science Core Collection (WoS CC), включая Emerging Sources Citation Index, Scopus и РИНЦ, а также в Russian Science Citation Index, EBSCO, LISA. Результаты исследования показали, что научных журналов по рассматриваемой тематике в нашей стране около пятидесяти. Отмечено, что в базах данных научного цитирования они представлены весьма ограниченно. Выявлены причины создавшегося положения: небольшое количество научных журналов по библиотечно-информационной тематике, несоответствие оформления журналов формальным требованиям цитатных баз данных, невысокий уровень качества публикаций с точки зрения научной направленности. Сформулированы меры для изменения ситуации: необходимо привести российские издания в соответствие с международными требованиями к научным журналам, поднять их уровень, чтобы они могли конкурировать с зарубежными. Проиллюстрирована динамика роста числа российских публикаций (по данным РИНЦ). В приложении представлен список журналов, отражённых в РИНЦ по направлениям «Библиотечное дело. Библиотековедение» (13.31.00) и «Организация информационной деятельности» (20.15.00).

The authors analyze the presence of the Russian journals in library and information sciences in the leading databases with the citation analysis function, i. e. Web of Science Core Collection (WoS CC), including Emerging Sources Citation Index, Scopus and Russian Index of Science Citation, as well as Russian Science Citation Index, EBSCO, LISA. About fifty Russian journals in these disciplines are revealed. The authors emphasize their insufficient coverage by the science citation databases. They suggest the following reasons for this situation: the limited number of journals in the library and information studies, non-compliance with formal requirements of citation databases, low quality of publications. The authors formulate the measures to improve the situation: to comply with international standards, to improve their quality so they could compete to foreign journals, as the international database generators and experts use international standards to select science journals for indexing.


Барышев Руслан Александрович, Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета (Красноярск)  канд. филос. наук, доцент, директор Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета (Красноярск)
Ruslan Baryshev, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, Cand. Sc. (Philosophy), Director, Library and Publishing Complex, Siberian Federal University, RBaryshev@sfu-kras.ru, 79/10B2-16, Svobodny pr., 660041, Krasnoyarsk, Russia
Бабина Ольга Ивановна, Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета (Красноярск)  директор Ресурсного центра библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета (Красноярск)
Olga Babina, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, Director of Resource Center, Library and Publishing Complex, Siberian Federal University, babina62@yandex.ru, 79/10B2-16, Svobodny pr., 660041, Krasnoyarsk, Russia
Манушкина Маргарита Михайловна, Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета (Красноярск)  канд. пед. наук, доцент института педагогики, психологии Сибирского федерального университета (Красноярск)
Margarita Manushkina, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Institute for Pedagogy and Psychology, Siberian Federal University, MManushkina@sfu-kras.ru, 79/10B2-16, Svobodny pr., 660041, Krasnoyarsk, Russia
Цветочкина Ирина Анатольевна, Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета (Красноярск)  канд. ист. наук, доцент, доцент Института управления бизнес-процессов и экономики Сибирского федерального университета (Красноярск)
Irina Tsvetochkina, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, Cand. Sc. (History), Associate Professor, Institute for Business Management and Economy, Siberian Federal University, tsia12@mail.ru, 79/10B2-16, Svobodny pr., 660041, Krasnoyarsk, Russia
Модель активной электронной библиотеки университета на основе сервисов опережения запроса
The model of a dynamic university library based on the leading query services

Библиотека университета представлена как сложная система, включающая в себя элементы с различными свойствами. Как и в любой системе, структурное изменение неизбежно отражается на всех её компонентах. В статье раскрыт механизм опережения запроса, представлены сервисы, которые могут работать по этой технологии. Дано определение понятия «активная библиотека университета» - информационное классическое или сетевое обслуживание читателя на любом носителе на базе сервисов опережения запроса. Предложена классификация сервисов активной библиотеки по двум признакам: направлениям деятельности библиотеки (библиотечные, научные и учебные) и способам получения информации (традиционные; традиционные, реализованные онлайн, и сервисы опережения запроса). Проанализирована структура ядра активной библиотеки, включающая три равнозначных элемента: базовый, промежуточный и интеллектуальный. Рассмотрена схема работы активной библиотеки. Отмечено, что вместе с запрашиваемым источником она может предлагать читателю целый комплекс дополнительных услуг: рецензии на работу, список публикаций автора запрашиваемого документа, сведения о цитируемости его работ, перечень других работ по данной тематике и др. На основе представленной классификации, структуры ядра и схемы работы построена модель активной библиотеки университета.

The university libraries are analyzed as an integrated system of elements with various characteristics. Within any system, any structural changes will inevitably impact its every component. The authors describe the mechanism for leading query and corresponding services. They also define the term “dynamic university library” which is the traditional or networked user information services with any media based on the leading query services. The dynamic library services are classified by the library specialization (library, research and academic services) and by information delivery method (traditional, online traditional and the leading query services). The core collection structure comprises three equally-weighted elements: the basic, intermediary, and intellectual one. The scheme of useable library operation is revealed. Along with sources ordered, the libraries can offer a series of additional services: reviews, author’s bibliography, citation data, subject bibliographies, etc. Based on the suggested classification, the core structure and operation scheme, the model of a dynamic university library is designed.


Болдырев Петр Алексеевич, Оренбургский государственный университет  канд. техн. наук, директор Научной библиотеки Оренбургского государственного университета
Petr Boldyrev, Orenburg State University, Orenburg, Russia, Cand. Sc. (Technology), Director, Research Library, Orenburg State University, library@mail.osu.ru, 13, building 17, pr. Pobedy, 460018 Orenburg, Russia
Ряховских Светлана Николаевна, Оренбургский государственный университет  заместитель директора по научно-методической работе Научной библиотеки Оренбургского государственного университета
Svetlana Ryakhovskih, Orenburg State University, Orenburg, Russia, Deputy Director for Research and Instructional Work, Research Library, Orenburg State University, ryahovskih@mail.osu.ru, 13, building 17, pr. Pobedy, 460018 Orenburg, Russia
Мызина Светлана Викторовна, Оренбургский государственный университет  заместитель директора по обслуживанию читателей Научной библиотеки Оренбургского государственного университета
Svetlana Myzina, Orenburg State University, Orenburg, Russia, Deputy Director for User Services, Research Library, Orenburg State University, lib_zam@mail.osu.ru, 13, building 17, pr. Pobedy, 460018 Orenburg, Russia
Научно-образовательная открытая электронная библиотека Оренбуржья как часть национального информационного ресурса
The open e-library for science and education in Orenburg region is an integral part of the national information resource

Рассмотрены актуальные проблемы обеспечения открытого доступа к научной и образовательной информации и повышения международной видимости региональных открытых электронных библиотек (репозиториев). Представлен зарубежный и отечественный опыт развития электронных библиотек и репозиториев открытого доступа. Проанализированы современное состояние и динамика развития региональных электронных библиотек. Показано, что наличие открытых электронных библиотек является обязательным для науки, образования и культуры; отмечено, что электронные библиотеки позволяют получить неограниченный доступ к научно-образовательным ресурсам и материалам краеведческого характера. Акцентировано внимание на том, что один из шагов перехода к отрытым электронным ресурсам - объединение электронных библиотек различных систем и ведомств на единой платформе. Подчёркнуто: в Оренбургской области сложились все необходимые предпосылки для создания единого открытого информационного пространства. Раскрыты особенности формирования научно-образовательной открытой электронной библиотеки Оренбургского края. Отдельное внимание уделено выбору программного обеспечения и аппаратно-технического оснащения для создания открытой электронной библиотеки. Отмечено, что научные библиотеки занимают лидирующие позиции в наполнении научного, образовательного и краеведческого контента с учётом региональных особенностей.

The current problems of open access to science and education information and international visibility of regional open e-libraries (repositories) are discussed. The foreign and national experience in developing regional e-libraries, their status and dynamics are analyzed. The authors argue that accessibility of open electronic libraries are the must for science, education and culture; these libraries provide unlimited access to scientific and learning resources, as well as to the local materials. E-libraries integration between different systems and sectors makes one of the stages in the transition to the open digital resources. The authors emphasize that Orenburg region has got every prerequisite for building its single open information space. The characteristic features of scientific and education open e-library in Orenburg region are revealed. Special attention is given to selecting soft- and hardware for building the open electronic library. The leading role of academic libraries in scientific, educational and local content building tailored to regional features is emphasized.


Лакизо Ирина Геласиевна, ГПНТБ СО РАН  научный сотрудник отдела научно-методической работы ГПНТБ СО РАН
Irina Lakizo, State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, Novosibirsk, Russia, Researcher, Department for Research and Instructional Work, State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, lakizo@spsl.nsc.ru, 15, Voskhod st., 630200 Novosibirsk, Russia
Подкорытова Наталия Ивановна, ГПНТБ СО РАН  канд. пед. наук, старший научный сотрудник отдела научно-методической работы ГПНТБ СО РАН
Natalya Podkorytova, State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, Novosibirsk, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Senior Researcher, Department for Research and Instructional Work, State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, nip@spsl.nsc.ru, 15, Voskhod st., 630200 Novosibirsk, Russia
Босина Лариса Викторовна, ГПНТБ СО РАН  главный библиотекарь отдела комплектования информационных ресурсов ГПНТБ СО РАН
Larisa Bosina, State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, Novosibirsk, Russia, Chief Librarian, Information Resources Acquisition Department, State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch, bosina@gpntbsib.ru, 15, Voskhod st., 630200 Novosibirsk, Russia
Ресурсы открытого доступа как объект формирования фондов академических библиотек. (Опыт ГПНТБ СО РАН)
Open access resources in the academic libraries’ collection development. (The experience of RAS SB State Public Scientific and Technological Library)

В статье представлены результаты исследований и опыт ГПНТБ СО РАН по включению ресурсов открытого доступа в ресурсную базу информационного обеспечения учёных Сибирского региона. Отмечено, что динамично развивающаяся технология организации и использования ресурсов требует постоянного мониторинга системы функционирования ресурсов ОД. Подчёркнуто: использование ресурсов ОД в качестве объекта комплектования фонда расширяет возможности библиотек в обслуживании пользователей и обеспечении сохранности социально значимого контента, что повышает их значение в системе научных коммуникаций. Библиотечный фонд как системообразующий элемент библиотеки трансформируется: расширяются его форматные, типо-видовые границы, происходит интегрирование традиционного фонда с ресурсами ОД, в результате чего усложняется организационно-технологическая модель его формирования. Сделан акцент на том, что результаты анализа эффективности использования интегрированных в систему библиотечного обслуживания форм организации ОД демонстрируют рост интереса к ним со стороны пользователей. Обращено внимание на то, что организованное собрание ресурсов ОД может функционировать как компенсационная технологическая система по отношению к дорогостоящим ресурсам. Присоединение ресурсов ОД к фондам ГПНТБ СО РАН приобретает закономерный характер и влияет на перспективу их развития.

The authors discuss the study findings and the Library’s experience in integrating open access resources into the resource base of the information support offered to Siberian researchers and scholars. The dynamic technology of resources organization and use calls for continuous monitoring of the open access resources. Using the open access resources as an object of collection development improves the effectiveness of user services and preservation of socially significant content which impacts the libraries’ importance within the system of scientific communications. The library collection as a library’s strategic element is transforming with widening the formats, generic and specific limitations, and integrating traditional collections with the open access resources. This results in the sophisticating organizational and technological model of collection development. The efficiency of integrated open access library services demonstrate the users’ interest to and demand for them. The open access resources have been being increasingly included into the relevant collection development at the academic libraries. The systematic collection of open access resources can operate as a compensational technological system against other expensive resources. Integrating the open access resources into the collections of the State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Sciences Siberian Branch proves to be naturally determined and impacts the prospects for collection development.


Земсков Андрей Ильич, ГПНТБ России  канд. физ.-мат. наук, доцент, ведущий научный сотрудник ГПНТБ России
Andrey Zemskov, Russian National Public Library for Science and Technology, Cand. Sc. (Physics and Mathematics), Associate Professor, Leading Researcher, Group for Prospective Research and Analytic Forecasting, Russian National Public Library for Science and Technology, andzem@gpntb.ru, 17, 3rd Khoroshevskaya st., 123298 Moscow, Russia
Проблемы издательского бизнеса и открытого доступа в фокусе Франкфуртской книжной ярмарки 2018 года
Problems of the publishing business and open access in the focus of 2018 Frankfurt Book Fair

На Франкфуртской книжной ярмарке 2018 г. Центр выдачи разрешений на пользование защищёнными документами ( Copyright Clearance Center ) провёл совещание представителей вузовских издательств. Материалы этих совещаний были разосланы его активным пользователям. Мы публикуем некоторые из них - они представляют интерес и для читателей нашего журнала: краткое сообщение «Копирайт на перепутье» Майкла Колмана ( Michael Kolman ), президента Международной ассоциации издателей; сообщение службы новостей Европейского Союза и размышления «Что такое План S и почему он вызывает беспокойство у многих издателей» независимого журналиста и известного блогера Марка Писинга ( Mark Piesing ). В сообщении «Копирайт на перепутье» подчёркнуто: идея о том, что копирайт в определённом смысле не нужен, приводит к пересмотру действующего законодательства по всему миру. Отмечено, что в 2018 г. наиболее значимым стало голосование Европейского парламента по Директиве по авторскому праву Европейского Союза, в ходе которого состоялись интенсивные обсуждения проблем в этой сфере. Оригинальные англоязычные тексты представлены в приложении к статье. Подробнее с проблемой можно ознакомиться по адресу https://www.scienceeurope.org/coalition-s.

The Copyright Clearance Center held the meeting of university publishers within the framework of the Frankfurt Book Fair. The meeting proceedings were sent to the active users. We are offering several of them that might be of interest to our readers. The brief communication by Michael Kolman, IPA President: Copyright in the Crosshairs; information by the UN News, and Mark Piesing’s thoughts on “What is “Plan S” and Why Are Many Publishers Worried” (Mark Piesing is an independent journalist and a blogge). The original texts in English are give in the appendix to the paper. Read more on the problem at: https://www.scienceeurope.org/ coalition-s.


Леонов Валерий Павлович, Библиотека РАН  доктор пед. наук, профессор, научный руководитель Библиотеки РАН, заслуженный работник культуры РФ
Valery Leonov, Russian Academy of Sciences Library, St. Petersburg, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Academic Director, Russian Academy of Sciences Library, valleo@mail.ru, 1, Birzhevaya lin., 199034 St. Petersburg, Russia
Библиотека Академии наук - 300 лет служения читателю
The Academy of Sciences Library - 300 years serving the readers

Статья подготовлена на основе доклада, прочитанного на международной конференции Библиотеки РАН 23 ноября 2018 г. Автор поставил цель - с помощью метода портретирования запечатлеть образ БАН и её читателя в узловые моменты их жизни на протяжении трёх столетий. Предложены три портрета БАН и её читателей. Первый (1718-1917) показывает её рождение и формирование академического книгохранилища. Подчёркнуто влияние власти в укреплении международных связей БАН с библиотеками Западной Европы. Отмечена активная роль читателей в её развитии. Второй портрет (1917-1991) представляет БАН как базу развития отечественной науки. Русская наука заняла почётное место в мире и снискала уважение. Идеология БАН направлена на научные интересы читателей. Охарактеризованы роль библиотеки в годы Великой Отечественной войны, новый состав читателей и специфика читательских запросов. Приведены сведения о читателях БАН в послевоенные годы. Особо рассмотрена деятельность библиотеки и её читателей по ликвидации последствий февральского пожара 1988 г. Портрет третий (1991-2018) характеризует БАН и её читателей в современных условиях. Обращено внимание на то, что библиотека бережно сохраняет традиции и продолжает оставаться уникальным книгохранилищем не только для отечественной, но и мировой науки и культуры.

The article presents a paper delivered at the International Conference of the Russian Academy of Sciences Library (BAN) on November 23, 2018. The purpose of the paper is to capture the image of the BAN and its reader at key moments of their life over three centurieswith methodof portraying. The author gives three portraits of the BAN and its readers. The first portrait (1718-1917) shows birth and formation of the library as a national and academic book depository. It emphasizes influence of the authorities in strengthening international relations with libraries in Western Europe. It notes the active role of readers in its development.The second portrait (1917-1991) is devoted to the BAN as the basis for the development of the Russian science that occupied an honored place in the world and gained respect for the works of its readers. The ideology of the BAN was focused on their scientific interests. The article characterizes the role of the library in the years of the Great Patriotic War, the new readership and the specificity of readers' requests. It provides information about the readers of the BAN in the postwar years. It considers the activities of the library and its readers in eliminating the consequences of the February 1988 fire. The third portrait (1991-2018) characterizes the BAN and its readers in modern conditions. Attention is paid to the fact that the library carefully preserves the traditions and continues to remain a unique book depository not only to the national, but also tothe world science and culture.


Гендина Наталья Ивановна, Кемеровский государственный институт культуры  доктор пед. наук, профессор, директор НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного института культуры, заслуженный деятель науки РФ
Natalya Gendina, Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Director, Institute of Information Technologies in Social Sector, Kemerovo State Institute of Culture, gendina@inbox.ru, 17, Voroshilova st., 650056 Kemerovo, Russia
Сбитнева Галина Ивановна, Кемеровский государственный институт культуры  канд. пед. наук, доцент, доцент Кемеровского государственного института культуры
Galina Sbitneva, Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia, Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Kemerovo State Institute of Culture, sbitnevagalina@mail.ru, 17, Voroshilova st., 650056 Kemerovo, Russia
Талантливый учёный и педагог (К 90-летнему юбилею Гертруды Васильевны Гедримович)
A talented scholar and pedagogue (On the 90-th anniversary of Gertuda Gedrimovich)

Статья посвящена юбилею талантливого учёного и педагога, выдающегося представителя ленинградской научной школы - Г. В. Гедримович. Профессиональные навыки Гертруды Васильевны формировались в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Её преподавательская деятельность много лет была связана с Ленинградским государственным институтом культуры им. Н. К. Крупской. Она принимала участие в разработке важнейшего учебного курса «Библиография технической литературы», в формировании ленинградской школы изучения отраслевых документальных потоков. В научном сообществе Г. В. Гедримович известна как талантливый наставник молодых учёных. Под ее руководством защищены кандидатские диссертации, авторы которых работают во многих институтах культуры, российских и зарубежных библиотеках. Г. В. Гедримович активно работала в системе повышения квалификации библиотечных кадров, была активным автором периодического сборника «Технические библиотеки СССР» (в настоящее время - журнал «Научные и технические библиотеки»), инициатором практикума для работников библиотек. В последние годы в сфере профессиональных интересов Гертруды Васильевны - информационное сопровождение маркетинговой деятельности предприятий, формирование информационной культуры специалистов в области управления.

The paper is devoted to anniversary of the talented scientist and the teacher G.V. Gedrimovich (St. Petersburg), the outstanding representative of the Leningrad school of sciences. Professional skills of G.V. Gedrimovich were formed in National Library of Russia named after M.E. Saltykov-Shchedrin. Its teaching activity was connected with the Leningrad State Institute of Culture named after N.K. Krupskaya for many years. G.V. Gedrimovich was developer of the major training course "Bibliography of Technical Literature", she took active part in formation of the Leningrad school of studying documentary. In scientific community G.V. Gedrimovich is known as the talented mentor of young scientists. Under her management Master's theses from many institutes of culture and libraries of Russia and abroad are defended. G.V. Gedrimovich actively works in the system of professional development of library staff. It is one of the most authoritative authors of the collection "Technical Libraries of the USSR" (then "Scientific and technical libraries"), the initiator of a practical work for employees of libraries. Recently, G.V. Gedrimovich develops information maintenance of marketing activity of the enterprises, her efforts are directed to formation of information culture of experts in the field of management.