str-dir-shra1

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Шестая международная конференция НЭИКОН «Электронные научные и образовательные ресурсы: создание, продвижение и использование» прошла в Ереване с 22 по 29 сентября. В ее рамках генеральный директор ГПНТБ России Я.Л. Шрайберг выступил с лекцией «Трансформация роли издательств в современной цифровой среде».

В своем выступлении Я.Л. Шрайберг затронул проблемы цифровизации информационной среды, обозначил текущее положение игроков на книжном рынке, а также описал изменения в отрасли, повлиявшие на развитие библиотек.
Он напомнил, что предсказания о критическом падении книжного рынка и безбумажном будущем, популярные во времена появления первого iPhone (2007 г.), не сбылись. Напротив, выручка от продаж печатных книг в 2014-2016 гг. увеличилась на 22%; при этом предпочтение печатным книгам почти наверняка оказывается в тех случаях, когда речь идет о детских книгах, научных монографиях и учебниках по фундаментальным наукам. Не оправдались и предположения о том, что электронная книга заменит бумажную: «Стабилизация рынка печатных и электронных книг сегодня достигнута при счете 75-25% в пользу печатных книг», – привел Я.Л. Шрайберг статистику, озвученную на Лондонской книжной ярмарке 2018 года, отметив, что для образовательной литературы соотношение несколько иное – 60-40%.
В то же время количество покупателей, которые относят себя к ежедневным читателям книг, за последние четыре года упало на 3%: «В ущерб чтению книг выросло ежедневное использование социальных медиа, чтение короткоформатного контента на смартфонах и время, проведенное на сайтах потокового видео, особенно среди молодежи», – пояснил он.
В этих условиях конкуренции разных форматов представления информации самым быстрорастущим сегментом книжного рынка стали аудиокниги. Так, например, по данным Ассоциации аудиоиздателей США, продажи аудиокниг в США в 2016 году превысили $2,1 млрд; более 67 млн американцев прослушали за год хотя бы одну аудиокнигу. Однако эксперты не считают, что популярность аудиокниг тормозит рост продаж печатных или электронных изданий, напротив, директор Лондонской книжной ярмарки Джек Томас полагает, что это приводит новую аудиторию на книжный рынок.
Среди читателей библиотек, как отметил Я.Л. Шрайберг, спрос на аудиокниги также высок: он отметил, что, по данным ведущего поставщика электронных книг в публичные библиотеки США OverDrive, «в 2016 году количество взятых в библиотеках США аудиокниг выросло на 34% по сравнению с 2015 годом». Говоря об интересах читателей, он добавил, что выдача электронного контента по абонементу также растет, а, в свою очередь, знакомство с литературой по абонементу стимулирует продажи.
Обозначая текущие тенденции развития книжного рынка, Я.Л. Шрайберг сообщил, что рост цен на электронные книги опережает рост цен на печатные. В связи с этим все более устойчивым становится рынок самопубликаций, причем это касается не только электронных, но и аудиокниг. Так, за последние шесть лет, по данным экспертных исследований, технология самиздата выросла на 400% процентов.
В своем выступлении генеральный директор ГПНТБ России также затронул тему инноваций в издании научной и образовательной литературы. По его словам, они «идут по направлению развития интерактивного компонента и создания кастомизированной учебной литературы, предназначенной для конкретного студента и ориентированной на изучаемые дисциплины, интересы и уровень подготовки студента». «В системе образования и науки сегодня политика комплектования перестраивается под наращивание потока электронных изданий, но без отрицания важности сохранения печатных фондов», – добавил он.
Кроме того, Я.Л. Шрайберг подробно рассказал о базовых элементах процесса цифровой трансформации (хранение документов, метаданные, обнаруживаемость (помимо поиска), гибкость содержания, сотрудничество) и их значении для отрасли, опираясь на данные отчета консалтинговой компании Imbue «Оценки перспектив лидерами индустрии книгоиздания по путешествию к цифровой трансформации. Что и почему является важным – стратегический взгляд с первой линии». Наиболее важным элементом, согласно отчету, эксперты считают «метаданные», т.е. «набор ярлыков и меток, которые можно прикреплять к файлу автоматически, обеспечивает быстрый просмотр, используя поиск по ключевым словам либо более продвинутый семантический поиск».
Наконец, главным направлением изменений на рынке периодики Я.Л. Шрайберг назвал «медленный, сложный, но все же устойчивый переход к открытому доступу (ОД) и формированию открытых архивов (ОА)». Ссылаясь на доклад американского лицензионного агентства Copyright Clearance Center, представленный на Лондонской книжной ярмарке, Я.Л. Шрайберг привел статистику, характеризующую ОД и ОА в мире: доля ОД в научной литературе оценивается по крайней мере в 27% (около 19 млн статей), доля ОА растет преимущественно за счет золотого и гибридного вариантов модели ОА, статьи ОА получают на 18% больше цитирований, чем статьи в среднем, и этот эффект обеспечивается по большей части зеленым и гибридным вариантами ОА. Я.Л. Шрайберг также заметил, что в мировой среде издателей научной литературы ОД – это состоявшийся факт, равно как научный мир признал ОА необходимым предусловием для получения финансирования; теперь, по его словам, «остается разработать и принять устойчивые и интегрированные предложение по технологии процессов ОА, которые могли бы минимизировать стоимость выпуска, обеспечить транспарентность и поддержку ряда бизнес моделей».
В завершение лекции он призвал издательства, книгораспространителей и библиотеки искать для себя нишу в условиях текущих изменений книжного рынка.
Основной задачей конференции НЭИКОН является «определение роли российских и иностранных электронных информационных ресурсов и сервисов, условий их создания и эффективного использования в решении вопросов государственной политики, направленной на повышение уровня российского образования и науки; а также содействие развитию системы научных периодических изданий России и расширению их присутствия в международном научно-информационном пространстве».