Самостоятельная работа студента в информационном пространстве библиотеки

Students' Independent Work in Libraries Information Space


Самостійна робота студента в інформаційному просторі бібліотеки

Мац Л.В., Лесев Ф.С.

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Санкт-Петербург, Розсип

L.V. Mats and F.S. Lesev

St. Petersburg State University for Economics and Finances, St. Petersburg, Russia

Л.В. Мац, Ф.С. Лесєв

Санкт-Петербургзький державний університет економіки і фінансів, Санкт-Петербург, Росія

 

Освещается опыт Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов по организации информационной подготовки студентов в библиотеке вуза.

The experience of St. — Petersburg State University for Economics and Finance in provision of information teaching of students at the University Library is discussed.

Висвітлено досвід Санкт-Петербургзького державного університету економіки і фінансів по організації інформаційної підготовки студентів у бібліотеці вузу.

 

“Если подарить человеку одну рыбу — он
будет сыт один день, если подарить две рыбы — он будет сыт два дня, если же научить его
ловить рыбу — он будет сыт всю жизнь”

Японская пословица

В условиях коренных изменений, происходящих в настоящее время в нашем обществе и системе высшего образования, резко возрастает роль и значение самостоятельной работы студентов в вузе. Проблема организации самостоятельной работы студентов существовала всегда и давно волнует преподавателей высшей школы, ибо глубокие прочные знания и устойчивые умения могут быть приобретены студентами только в результате самостоятельной работы. Нельзя сказать, что преподаватель только сообщает студентам определенную сумму знаний по различным курсам, а далее они сами сумеют взять из полученного ими все необходимое. Знать — это значит уметь применять знания, которые должны быть активными, развивающимися, говорил еще В.А.Сухомлинский. При таком подходе знания студентов не являются конечной целью, а служат лишь средством для их дальнейшего развития.

Проблема интенсификации учебного процесса за счет уменьшения рутинной работы студентов неоднократно ставилась нами в различных публикациях. В данной работе мы рассмотрим лишь одно из направлений возможной оптимизации самостоятельной работы студентов, а именно организацию информационной подготовки студентов в библиотеке вуза.

Самостоятельная работа студента может быть двух видов: организуемая преподавателем и самостоятельная работа без непосредственного контроля преподавателя (подготовка к практическим занятиям, зачетам, написание рефератов, курсовых, дипломных работ и др.). И та и другая предполагают использование ресурсов библиотек для получения дополнительных сведений по изучаемым курсам. Часто руководство самостоятельной работой студентов сводится лишь к тому, что преподаватели дают студенту лишь тему для дальнейшей их самостоятельной работы. И выбор оптимального получения информации зависит непосредственно от студента. От умения ориентироваться в информационном пространстве современной библиотеки с ее информационными ресурсами, представленными как в традиционном виде, так и на современных электронных носителях зависит эффективность его самостоятельной работы, а также количество времени, затрачиваемое на поиск необходимой информации.

Компьютеризация учебного процесса — важная составляющая эффективности всего обучения. Компьютеризация библиотек развивает дополнительные навыки использования информационных технологий. Библиотека, оснащенная по последнему слову науки и техники, становится важной составной частью развитой учебно-педагогической инфраструктуры вуза. Информационная функция библиотеки является лишь частью ее повседневной деятельности, в то же время библиотеки — элемент информационной структуры вуза, а если учитывать их доступ в Интернет, то и элемент глобальной информационной среды. Образовательная функция библиотек, направленная на пропаганду собственных информационных ресурсов или ресурсов Интернет, может дать студентам необходимую подготовку для грамотного использования существующих информационных продуктов и услуг.

Научная библиотека Санкт–Петербургского государственного университета экономики и финансов уделяет большое внимание организации информационной подготовки своих пользователей. В ходе реализации проекта, финансируемого Фондом Содействия Института Открытое Общество, в университете создана система обучения пользователей вузовской библиотеки. В результате проведенных социологических исследований выявлены информационные потребности различных категорий пользователей — читателей библиотеки, большая часть которых –студенты разных курсов. В круг их интересов наряду с желанием получить необходимую информацию по различным предметам вошло и желание получить навыки самостоятельного информационного поиска в автоматизированных библиотечных системах, базах данных и сети Интернет.

Для реализации этой цели в библиотеке организован цикл специализированных семинаров для различных категорий пользователей, разработана базовая учебная программа, включающая знакомство с автоматизированными библиотечными системами, способами представления информации в них, возможностями поиска. АИБС Марк — SQL, внедренная в библиотеке, является стандартной библиотечной системой, и навыки работы в ней могут быть использованы и при работе с другими аналогичными системами. Занятия проходят с применением мультимедийного проектора, что делает их более зрелищными и интересными. После обучения студенты могут спокойно находить нужную информацию наиболее оптимальным способом, более эффективно используя свое время. Умение находить и использовать правовую информацию также необходимо студентам -будущим специалистам. Поиск нормативных актов с использованием полнотекстовых баз данных “Гарант” и “Консультант-Плюс”, с возможностью записи их на дискету или распечатки на принтере исчерпывающе обеспечивает их необходимыми документами.

Информационный поиск в сети Интернет сложен и многообразен. Библиотека не ставит перед собой задачу общего обучения работе с ресурсами глобальной сети, но такой специальный вопрос как поиск библиографической и полнотекстовой информации в библиотеках и базах данных с целью использования в учебной и научной работе рассматривается на наших занятиях. Мы исходим из того, что такой специализированный поиск должен быть обязательно скорректирован специалистами, имеющими опыт работы в данной области, а это библиографы и информационные работники библиотек. Большое значение для эффективности поиска имеет умение правильно составить информационный запрос, а именно опыт работы студентов в библиотеках и библиотечных системах помогает в этом. Все вопросы, рассматриваемые на занятиях, имеют непосредственное значение для выработки практических навыков поиска информации.

Важным условием осуществления информационной подготовки в библиотеке вуза является наличие необходимой материально-технической базы. В первую очередь, это наличие специального помещения для проведения занятий, современных компьютеров, программного обеспечения, хороших каналов связи, мультимедийной демонстрационной техники, дополнительных устройств для работы с CD и DVD и т. д. Большое значение имеет и наличие специально обученных преподавателей, способных участвовать в этом непростом деле и не теряющих оптимизма для продолжения этой постоянно обновляющейся работы.

Главным результатом в проведении подобных занятий является не только то, что студенты обучаются на практике применять компьютер для поиска информации, а главным, на наш взгляд, является то, что студенты привыкают к информационному пространству современной библиотеки с свободным и бесплатным доступом к любым информационным ресурсам. Получив навыки информационного поиска еще в студенческие годы, будущий специалист и в последующей своей деятельности сможет быстро и эффективно находить любую информацию.

Информационная подготовка в вузовской библиотеке дает студенту инструмент для самостоятельного получения знаний, что очень важно для его будущей жизни.