ОТЧЕТ

об участии делегации ГПНТБ России во Всемирном библиотечном и информационном конгрессе: 75-ой Генеральной конференции и Ассамблеи Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Милан, Италия,

23-27 августа 2009 г.

 

Делегация ГПНТБ России в составе генерального директора Шрайберга Я.Л., заместителя генерального директора по библиотечно-информационному обслуживанию Линдеман Е.В., заместителя генерального директора по библиотечно-информационным ресурсам Евстигнеевой Г.А., директора ЦНИПР Зайцевой Е.М., директора ИРЦ Шленской О.В., заведующей отделом ЦИТ-2 Залужской М.В., заведующей отделом   НИО-1 Подмориной Е.Б. и заведующей отделом НТО-2 Силаевой С.Н. была командирована в Италию для участия в работе 75-й Генеральной конференции и Ассамблеи Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА).

В этом году ИФЛА отмечает свой 75-летний юбилей. В ознаменование этого события Библиотека Ватикана выпустила памятную почтовую марку. Тема Конференции 2009 г.: «Библиотеки создают будущее, основываясь на культурном наследии».

В работе Конференции принял участие 3931 делегат - библиотечные и информационные специалисты со всего мира; всего участников было 4496 человек, включая волонтеров, членов итальянского Оргкомитета, переводчиков, журналистов, гостей. На выставке, работавшей во время Конференции, 128 учреждений и организаций демонстрировали свои достижения, продукты и технологии. На многочисленных заседаниях было зачитано около 300 докладов, 103 доклада были представлены на постер-сессии.

Все мероприятия Конференции проводились в крупнейшем Конгресс-центре Италии Fiera Milano, который мог вместить до 25 тысяч человек, поэтому участники чувствовали себя в нем комфортно и свободно, забывая про августовскую жару. Конгресс-центр не только замечательно оснащен техническими средствами, но и расположен в исторической части города, что было удобно для участников, проживающих в разных районах Милана.

Многие заседания сопровождались синхронным переводом на английский, французский, немецкий, испанский, русский, китайский и арабский языки. Во время Конференции ежедневно выпускался вестник «ИФЛА Экспресс» на всех указанных языках.

21 августа состоялись заседания Профессионального комитета и Правления ИФЛА. 22 августа в течение дня проходили заседания Постоянных комитетов секций, а вечером - Региональные совещания делегатов. Делегация ГПНТБ России приняла участие в Региональном совещании делегатов из России и других стран СНГ, в котором участвовали делегаты Конгресса из России и других стран СНГ. Сопредседателями этого мероприятия были президент Библиотечной ассамблеи Евразии, директор Национальной библиотеки Беларуси Р.С. Мотульский, президент Российской библиотечной ассоциации, генеральный директор Российской национальной библиотеки В.Н. Зайцев, президент Библиотечной ассоциации Республики Казахстан Р.А. Бердигалиева. Они выступили с приветственным словом к участникам форума. Затем актуальные направления деятельности в выступлениях представили Ж.К. Бакашова, директор Национальной библиотеки Кыргызской Республики, Л.Н. Тихонова, заместитель генерального директора РГБ, Я.Л. Шрайберг, генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России, Кузьмин Е.И., председатель Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент международного центра библиотечного сотрудничества.

На церемонии торжественного открытия Конференции утром 23 августа перед участниками выступили: Мауро Геррини (Mauro Guerrini), президент Национального итальянского комитета; Летиция Моратти, мэр муниципалитета Милана; Роберто Формигони, президент Ломбардии; Сандро Бонди, министр культуры; Клаудиа Люкс, президент ИФЛА. Все приветствия и доклады были искусно вплетены в сюжет театрализованного шоу, напомнившего зрителям исторические вехи от рукописных традиций ранней римской цивилизации до современных цифровых технологий: развитие письменности, печатного дела, журналистики, книжного и библиотечного дела. По словам председателя итальянского Национального подготовительного комитета "ИФЛА-2009", президента Итальянской библиотечной ассоциации г-на Мауро Геррини, библиотеки поддерживают баланс между прошлым и настоящим. Будучи жизненно важными для будущего, они "прокладывают пути развития общества, способствуя улучшению качества жизни и взаимодействию между различными цивилизациями и культурами мира". Президент ИФЛА г-жа Клаудиа Люкс подчеркнула, что многие библиотеки и библиотечные ассоциации уже испытали на себе негативное влияние тяжелой экономической ситуации и разработали план выхода из депрессии. Поэтому «...библиотеки могут сыграть важную роль в преодолении кризиса, поддержать людей при поиске работы, помогут отточить навыки работы с компьютером, помогут малому бизнесу в поисках новых рыночных возможностей. Предоставляя доступ к знаниям, библиотеки создают будущее». Ключевой доклад был сделан Николеттой Марацио, президентом Академии дела Круска, одного из ведущих учреждений Италии в области изучения итальянского языка. Вечером того же дня, участники ИФЛА наслаждались великолепным концертом, проходившем в знаменитом театре Ла Скала. В сопровождении оркестра Академии театра под руководством дирижера Даниэля Рустиони трое молодых солистов Академии исполнили ряд красивейших итальянских оперных арий.

23 августа во второй половине дня под председательством избранного на следующий срок  президента ИФЛА Эллен Тайс прошел открытый форум ЮНЕСКО. В начале заседания Хелена Асамоа-Хассан (директор библиотеки Научно-технического университета Кваме Нкрума, Кумаси, Гана, член Правления ИФЛА) представила программу «Память мира», членом Международного консультативного комитета которой она является. Затем Мишель Раго (Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США, технический директор веб-сайта) выступила с презентацией проекта «Мировая цифровая библиотека» и представила сайт проекта. В заключение Джой Спрингер (отдел информации и коммуникации ЮНЕСКО, Париж, Франция) рассказала о различных аспектах программ ЮНЕСКО «Память мира» и «Информация для всех». Она подчеркнула важность сотрудничества ЮНЕСКО с ИФЛА и другими неправительственными организациями в популяризации программ ЮНЕСКО.

24 августа ИФЛА объявила о получении трехлетнего гранта в размере 1,5 миллиона долларов США от Фонда Билла и Мелинды Гейтс. Выделенные средства помогут ИФЛА продолжить работу по лоббированию важности библиотек в предоставлении публичного доступа к информации в мире.

Тематические направления мероприятий всемирного конгресса ИФЛА 2009 г. были сфокусированы на вопросах культурного наследия, что очень символично для мероприятия, проводимого в Милане, историко-культурном центре, где хранится большинство древних книг и рукописей южной Европы. Опираясь на базис исторического наследия, форум рассматривал проблемы современного библиотечного дела, был сделан акцент на необходимости сотрудничества институтов культурного наследия, обеспечении  эффективного использования возможностей цифровых технологий с реализацией качественного доступа к бережно хранимым артефактам.

Я.Л. Шрайберг принял участие в заседаниях Комитета по авторскому праву и другим юридическим вопросам (в качестве члена Комитета) и в семинарах, проводимых данным Комитетом. На заседаниях обсуждались вопросы, связанные с противоречиями, возникающими на стыке законодательства и права каждого человека иметь свободный доступ к информации. Международное библиотечное сообщество полагает, что все страны-члены ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности) должны немедленно включить в свое законодательство положения, отражающие реалии доступа к цифровой информации. Законодательство по авторскому праву многие годы защищало основные функции библиотек посредством E&L, но сейчас законы отстают от действительности использования цифровой информации в глобальной информационной среде. IFLA и eIFL разработали 12 принципов исключений и ограничений авторского права для библиотек и архивов. Вот основные принципы:

1.      Библиотека должна иметь право делать копии опубликованных или неопубликованных работ из своих фондов с целью обеспечения их сохранности, в т.ч. путем переноса содержания в другие форматы.

2.      Библиотекам должно быть обеспечено исключение, связанное с копированием в частных или исследовательских целях. Исключение должно иметь общий характер. Необходимость получения разрешения для каждого отдельного случая значительно затруднила бы свободный поток информации. Исключения общего характера, такие как fair use и fair dealing, должны распространяться на библиотечную деятельность в случае отсутствия в законодательстве специального исключения для библиотек.

3.      В соответствии с Бернской конвенцией, срок авторского права должен быть установлен в размере «срок жизни автора + 50 лет», и как только работа попадает в общественное достояние, она должна там оставаться.

4.      Библиотекам и их пользователям должно быть разрешено обходить технические средства защиты авторского права при законном использовании работы.

5.      Договорное право не должно преобладать над публичным законом об авторском праве. Слишком часто цифровые продукты сопровождаются лицензиями, которые запрещают законное использование в библиотеках.

 

Было сделано совместное заявление ИФЛА и Международной ассоциации издателей (IPA) по поводу дебатов об открытом доступе.

  1. ИФЛА и IPA ценят вклад друг друга (издателей и библиотек).
  2. ИФЛА и IPA признают приоритет прав авторов научных публикаций в данном споре - приоритет их научной свободы, их потребностей как ученых, преподавателей, авторов, рецензентов и пользователей.
  3. ИФЛА и IPA признают в качестве цели для издателей и библиотек возможно более широкий доступ к научным публикациям вне зависимости от географического расположения или организационной принадлежности автора.
  4. Все положения и высказывания по поводу открытого доступа и научных публикаций должны подвергаться научному анализу и обсуждению. Все заинтересованные лица могут вводить инновации, экспериментировать и исследовать возможности новых технологий.
  5. ИФЛА и IPA признают, что доступ к информации должен быть устойчивым, т.е. что экономическая обоснованность в долгосрочной перспективе и долгосрочное архивирование являются важными элементами обсуждения.
  6. ИФЛА и IPA соглашаются, что дебаты будут наиболее продуктивными, если будет признано потенциальное разнообразие научных публикаций в различных научных дисциплинах и разных видах публикаций, например, научные журналы, обзоры, монографии, учебники и пр. ИФЛА и IPA поддерживают дебаты, которые избегают обобщений.
  7. Аналогичным образом, могут сильно разниться виды и роли научных издательств. Сфера научных публикаций включает издательства с разной коммерческой и некоммерческой принадлежностью и разными интересами, как внутри, так и вне научного сообщества.
  8. ИФЛА и IPA полагают, что издательства, библиотеки, правительства и финансирующие организации должны на данном этапе поддержать инновации, эксперименты и пилотные схемы доступа к научным публикациям. Пилотные схемы должны сопровождаться тщательным рассмотрением и анализом, который позволит дать им оценку по отношению к четко определенным целям, отражающим интересы ученых, описанных в п.2. При проведении исследований реализуемости открытого доступа должны быть проанализированы такие вопросы, как его воздействие, прозрачность и экономические модели. Данные должны быть свободно доступны всем заинтересованным лицам и открыты для тщательного анализа. Результаты исследований должны прояснить процессы, связанные с концепцией открытого доступа.

На заседаниях посвященных авторскому праву, участниками которых были Я.Л. Шрайберг, Е.В. Линдеман и М.В.Залужская, были заслушаны сообщения о деятельности Google, их правомерности и состоянии судебных разбирательств, о перспективе правового использования электронной библиотеки и взаимодействии Google с авторами и другими правообладателями.

Е.В. Линдеман принимала участие в заседании секций «Менеджмент и маркетинг» и «Академические и научные библиотеки». На одном из заседаний обсуждался вопрос: «Будущее библиотек: какими мы видим себя через 10 лет?» Заседание проходило в переполненном зале. Открыл это заседание яркий доклад «Библиотеки в цифровом веке» Клауса Цейновы (Klaus Ceynowa) из Баварской государственной библиотеки, в котором он говорил о библиотеке как о разновидности современного сервиса для человека, которая должна стать менее видимой, но более значимой, она должна в более значительной степени выполнять роль агрегатора. С другой стороны, библиотека как здание должна быть заметна  и хорошо видна с точки зрения архитектуры и дизайна. Он отметил, что уже сейчас наблюдается уменьшение  числа обращений к сайтам библиотек, и предсказал активизацию использования мобильных устройств для заказа и получения информации, а также активное использование электронных книг. Огромный отклик у слушателей получил доклад Эппо ванн Ниспена (Eppo van Nispen) из библиотеки-концептуального центра (Нидерланды). Он был не только содержателен и эмоционален, но также был образцом того, каким должен быть доклад, чтобы зал слушал вас, отзывался на каждое ваше слово и был соучастником вашего доклада. Он представил свою мечту, заглянув не на 10, а на 30 лет вперед. С его точки зрения, библиотека в нынешнем виде скучна не только читателям, но и самим библиотекарям. Основная работа должна вестись с электронной формой изданий, что позволит активнее использовать мобильные устройства. В библиотеке не нужны жесткие правила, которые не создают удобства для читателей, а только отстраняют их от библиотеки. Еще он отметил, что пора гордиться не коллекцией книг в библиотеке, а коллекцией людей, читателей, которые приходят и которым вы нужны. Будущее библиотек зависит от технических средств и технологий, но определяющий фактор - это люди.

В заседании, посвященном созданию благоприятной обстановки для библиотечно-информационных сотрудников, которое организовала группа «Новые профессионалы», приняла участие Е.В. Линдеман. Были подняты актуальные вопросы для всех библиотек: необходимость тренингов, создание мотивации персонала, проблемы со сменой поколений и  быстрым старением коллективов библиотек. В презентации библиотеки Джулия Хал Дистрикт (Julia Hull District) был поднят вопрос о проблемах молодых сотрудников и менеджеров библиотеки в связи с ростом числа пожилых сотрудников, было отмечено, что необходимы гибкие подходы для решения этой проблемы, нужны специальные занятии и тренинги. Ванесса Ваэ (Vanessa Ware) поделилась опытом решения проблем и распределением работ в быстро «стареющем» коллективе. Остальные докладчики также отметили, что необходимы системы тренингов и психологических подходов к решению возрастной проблемы в библиотеке.

Г.А. Евстигнеева приняла участие в работе секции «Сериальные и продолжающиеся издания - новые представления, новые проблемы», на котором было представлено 5 докладов. Особый интерес представляет доклад Карин Гренваль (Karin Groenvall) (Стокгольм, Швеция), в котором рассматривались проблемы, возникшие в университетской библиотеке в связи с резким увеличением электронных источников информации. На начальном этапе библиотека не была готова к комплектованию и обслуживанию электронными ресурсами, так как бюджет и пополнение электронными ресурсами росли значительно быстрее, чем штат библиотеки. Были определены новые подходы к комплектованию, что позволило оптимизировать процессы комплектования и использования ресурсов. О перспективах использования электронных изданий в библиотеке Лингнанского университета, рассказал Билл Танг (Bill Tang) (Гонконг, Китай). Докладчик отметил, что проблема эффективного приобретения и использования электронных ресурсов актуальна во всем мире. Широкое использование электронных ресурсов требует от библиотек изменения технологических процессов, переоценки профиля работы и квалификации существующего персонала. О новых электронных источниках и подходах к обеспечению доступа рассказала Алина Салес (Aline Soules) из Калифорнийского государственного университета, США (Hayward, USA). Она обратила внимание на то, что электронные и печатные публикации нужно рассматривать как единое целое в процессе комплектования, организации справочного аппарата и обслуживания.

Секция комплектования была посвящена книжному рынку электронной продукции и комплектованию библиотек электронными книгами. Агнесса Перроне (Agnese Perrone) из Пармского университета  (Парма, Италия) представила материал о результатах научно-исследовательской работы, посвященной управлению интеграцией электронных книжных коллекций в библиотеке и критериям отбора и развития электронных коллекций. Элен Сефлей (Ellen Safley) из Университета Техаса (Даллас, Техас, США) рассказала об электронных книгах, представленных в Университетской библиотеке. В библиотеке был проведен эксперимент, когда читателям разрешалось самостоятельно выбирать электронные книги и заказывать их во временное пользование. При значительном спросе на издание, оно покупается в постоянный доступ. Такой подход позволил оптимизировать отбор изданий и расширить спектр доступа. Вопросы использования электронных книг в Китае были освещены в докладе Лю Чжэн из Национальной научной библиотеки в Пекине, Китай (Liu Zheng and Sun Tan). Было отмечено, что за прошедшие десять лет публикация китайских электронных книг и использование иностранных электронных книг претерпели огромные изменения. Национальная научная библиотека занимается исследованием, анализом особенностей и проблем развития электронных книг в Китае.

Е.М. Зайцева приняла участие в заседаниях Постоянного комитета Секции по классификации и индексированию (в качестве члена Постоянного комитета), где обсуждались деятельность Секции за 2008-2009 гг. и выпуск Вестника Секции, зачитывался финансовый отчет, заслушивались отчеты рабочих групп «Руководящие указания по многоязычным тезаурусам», «Руководящие указания по предметному доступу» и «Функциональные требования к предметным авторитетным записям», обсуждались программы мероприятий Секции на Генеральных конференциях ИФЛА 2009 г., 2010 г. и 2011 г., формировался стратегический план Секции на 2009-2011 гг. Е.М. Зайцева участвовала в двух заседаниях рабочей группы «Функциональные требования к предметным авторитетным записям» (в качестве члена рабочей группы), а также в семинаре Секции по классификации и индексированию «Основы формирования предметного доступа в будущем» и в специальном заседании по развитию Десятичной классификации Дьюи (ДКД).

Доклады, представленные на семинаре Секции по классификации и индексированию, касались разработки Функциональных требований к предметным авторитетным записям, а также вопросов предметного индексирования, последних достижений в этой области и перспектив развития. Доклад Марсии Лей Зенг (Кентский государственный университет, Кент, штат Огайо, США) и Майи Жумер (Люблянский университет, Любляна, Словения) «Представление FRSAD и установление соответствия со SKOS и другими моделями» базируется на работе Рабочей группы по функциональным требованиям к предметным авторитетным записям (FRSAR). Рабочая группа была сформирована в 2005 г. как третья рабочая группа ИФЛА по тематике функциональных требований к библиографическим записям (FRBR) для рассмотрения проблем предметных авторитетных данных и для исследования прямого и непрямого использования предметных авторитетных данных широким кругом пользователей. В докладе представлены Функциональные требования к предметным авторитетным данным (FRSAD), модель, разработанная рабочей группой FRSAR, и обсуждается эта модель в контексте других взаимосвязанных концептуальных моделей, определенных в спецификациях последних лет, включая Британский стандарт BS8723-5: Структурированные словари для информационного поиска - Руководство. Часть 5: Обменные форматы и протоколы взаимодействия (BS8723-5: Structured vocabularies for information retrieval - Giude. Part 5: Exchange formats and protocols for interoperability); Справочные материалы консорциума W3C по Простой системе организации знаний (SKOS Simple Knowledge Organization System Reference) и Справочные материалы языка веб-онтологий OWL (OWL Web Ontology Language Reference). Эти модели дают возможность рассмотреть функции предметных авторитетных данных и концептуальные схемы на более высоком уровне, независимом от любой реализации, системы или специфического контекста, позволяя нам сосредоточить внимание на семантике, структурах и взаимодействии предметных авторитетных данных. Доклад Альберто Кети (Итальянская библиотечная ассоциация), Анны Лукарелли и Федерики Парадизи (Национальная центральная библиотека Флоренции) «Предметное индексирование в Италии: последние достижения и перспективы на будущее» дает общее представление о предметном индексировании в Италии и показывает прогресс, сделанный в последние годы в создании эффективных средств предметного доступа, соответствующих международным принципам и стандартам, способных справляться с экспоненциальным ростом объема информационных веб-ресурсов и отвечающих информационным потребностям нового поколения пользователей. Сегодня большое внимание уделяется классификационным и предметизационным языкам, основанным, насколько это возможно, на совместно используемых стандартах, что обеспечивает совместимость и установление соответствий. «Новая проблема для библиотек и стандартов» - это создание в будущем систем, не имеющих границ или языковых ограничений и способных работать с источниками различного вида.

На специальном заседании по ДКД обсуждались перспективы развития этой классификационной системы, изменения в форматах представления ДКД, ее использование в Мировой цифровой библиотеке.

Впервые прошло заседание специальной группы по интересам «Экологическая устойчивость и библиотеки», в котором  принимала участие Е.В. Линдеман. На заседании участники из разных стан и регионов обсуждали проблемы, связанные с библиотеками, экологической устойчивостью и осложнениями, связанными с изменением климата. Вопросы экологического характера обычно поднимались в работе разных групп, связанных с сохранностью изданий, консервацией, строительством и ремонтом зданий библиотек и др. Сейчас библиотекари захотели взглянуть на проблему экологии как пользователи. С нашей точки зрения, российские библиотеки значительно раньше начали обсуждать эти вопросы на конференциях «КРЫМ» и «ЛИБКОМ» и специальных семинарах, и могли бы не только активно участвовать в таких мероприятиях, но еще и многому научить библиотекарей разных стран.

23 августа специальное заседание было предназначено для тех, кто впервые участвует в конференции ИФЛА, и в нем приняли участие О.В. Шленская и Е.Б. Подморина. Перед началом заседания всем участникам был выдан стикер «новичка» и специальные анкеты. С приветствием выступила Дженнефер Николсон, Генеральный секретарь ИФЛА 2008-2011 г. В своем выступлении она коротко рассказала об основных задачах, количестве участников конференции и представительстве стран и пожелала всем новичкам получить удовольствие от участия в форуме, завязать полезные контакты со своими коллегами. Член правления ИФЛА и многократный участник этих масштабных библиотечных мероприятий Боб МакКи (Bob McKee) рассказал о структуре и заседаниях ИФЛА и порекомендовал составить собственное расписание посещения мероприятий конференции, а также как можно больше общаться с делегатами из разных стран на профессиональных мероприятиях  Дина Юсеф  из Центра арабско-язычных стран ИФЛА ознакомила присутствующих с работой по подготовке ежегодных изданий «ИФЛА Экспресс», которые помогают узнать о происходящем в ИФЛА, так как успеть на все мероприятия невозможно. Для участников очень удобно, что «ИФЛА Экспресс» выпускается на английском, французском, немецком, русском, испанском, арабском и китайском языках. Джей Джордан, Президент OCLC, рассказал о проведении выставок в рамках генеральных конференций ИФЛА и призвал всех новичков обязательно посетить выставку. Лойда Гарсия Фебо, ответственная за созыв Специальной группы по интересам для новых профессионалов, рассказала об использовании веб-технологий, а Альдо Пирола, член Национального комитета Конгресса ИФЛА 2009 г. и директор библиотечного сектора Милана, рассказал о городе и порекомендовал побывать в интересных исторических местах.

На других мероприятиях Конференции наиболее активно обсуждались вопросы создания электронных библиотек и библиотек будущего в целом, управления библиотеками в меняющемся мире, интернационализации образования в области информационных и библиотечных наук, проблемы совершенствования информационной грамотности, дополнительного образования и повышения квалификации библиотекарей и информационных специалистов.

Участники конференции могли посетить одну из итальянских библиотек. Делегация из ГПНТБ России посетила Библиотеку университета Milano Bicocca, которая была открыта в 1998 г. в одном из корпусов университета (U6) как Центральная Межведомственная Библиотека. Первоначально, Центральная Библиотека комплектовалась литературой по экономике и юридическим наукам, но к ним быстро присоединились психология, педагогика, социология, статистика и информатика. В 2001 году рядом (строение U2) открылось отделение библиотеки по математике, физике и естественным наукам и отделение библиотеки по медицинским наукам в Монце. Библиотека открыта с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.30, имеет фонд около 200 тыс. документов и ресурсов, включая древние и современные книги, печатные и электронные журналы, базы данных и коллекцию компакт-дисков. В библиотеке осуществляется открытый доступ к фондам. Расстановка производится согласно Десятичной Классификации Дьюи, а расстановка журналов (более чем 2 000 наименований) - по дисциплинам.

Доступ к электронным ресурсам (приблизительно 20 тыс. электронных журналов и 100 баз данных) возможен как  из помещений библиотеки, так и внутри университетской сети, и через сайт библиотеки. Домашний доступ предоставляется только установленным пользователям (профессора, студенты, университетский штат) У Библиотеки приблизительно 33 тыс. читателей (30 тыс. студентов и 3 тыс. профессоров, исследователей и сотрудников университета). Показатели библиотеки в 2008 г: 10,5 тыс. обращений, 900 тыс. посещений. В 2002 г. произведено обновление дизайна, выполненного по проекту архитектора Витторио Греготти. Созданы 20 "рабочих кабин" для читателей, которые могут быть зарезервированы и могут использоваться в течение десяти дней студентами, профессорами и исследователями университета Milano-Bicocca. В библиотеке созданы условия для людей в инвалидных колясках. Площадь библиотеки 4,3 тыс. кв.м., более 7 тыс. м. полок, 500 мест в читальных залах и приблизительно 40 терминалов для доступа к электронным ресурсам библиотеки. В Центральной Библиотеке около 2 тыс. наименований журналов (34  тыс. томов), 130 тыс. современных книг и 900 редких книг (главным образом по истории права). Штат библиотеки состоит из 42 человек: 31 чел. - в Центральной Библиотеке, 5 - в библиотеке по естественным наукам и 6 - в библиотеке по медицинским наукам.

Сотрудники ГПНТБ России ежедневно посещали проходившую в рамках Конференции выставку, на которой 128 учреждений и организаций представили свои новые разработки, информационные продукты и технологии. Участники ознакомились с новыми разработками, собрали информационные материалы о современных информационных технологиях и библиотечно-информационных системах. В нынешнем году выставка выделялась большим количеством технических средств, предназначенных для сканирования изданий и каталогов, комплексов для работы с RFID-технологиями.

На различных мероприятиях Конференции и на выставке были распространены приглашения на организуемые ГПНТБ России конференции «LIBCOM-2009» и «Крым-2010». Информационное сообщение о конференции «Крым-2010» было опубликовано в одном из номеров «ИФЛА Экспресс». Получено согласие на участие в конференции «Крым-2010» генерального секретаря ИФЛА Дженнефер Николсон и достигнута договоренность о проведении специального семинара.

Правление ИФЛА официально объявило для всех членов ИФЛА о решении переноса Конгресса ИФЛА 2010 г. из Брисбена (Австралия) в Гётеборг (Швеция). Это сделано по экономическим причинам: «...в связи с глобальным экономическим кризисом бюджет Конгресса в Брисбене поставил бы под угрозу финансовые активы ИФЛА и Австралийской библиотечной ассоциации».

Были объявлены места проведения следующих конференций ИФЛА:

2010 г. - Гётеборг, Швеция

2011 г. - Сан-Хуан, Пуэрто-Рико

2012 г. - Хельсинки, Финляндия

2013 г. - Юго-Восточная Азия и Океания