Новости науки и образования

Марафон «Новые горизонты» Российского общества «Знание»

 

С 17 по 19 мая Российское общество «Знание» организует федеральный Просветительский марафон. В этом году он обретает новые смыслы и пройдет под названием «Новые горизонты». В центре дискуссий, лекций и мастер-классов – новые возможности, которые открываются в нашей стране в различных сферах. К масштабному марафону сможет присоединиться любой желающий – онлайн-трансляция будет доступна на официальном сайте Российского общества «Знание», в сообществах организации в социальных сетях VK и RUTUBE.

Просветительский марафон «Новые горизонты» объединит на своих площадках более 150 выдающихся российских и зарубежных спикеров: деятелей науки, культуры, искусства, спорта, лидеров бизнеса и государственных деятелей. На протяжении трех дней они будут делиться своими знаниями и историями успеха, рассказывая о роли России в мире, современных геополитических процессах, богатой истории и уникальных традициях России, а также о новых возможностях для развития в сферах бизнеса, науки, технологий, культуры, искусства, спорта и других.

 

Источник: Российская Газета

В России появится отечественная платформа для размещения онлайн-курсов

 

Отечественная платформа для размещения онлайн-курсов заменит ушедшие с рынка компании.

Как рассказала проректор по образованию Университета 2035 Екатерина Любимова, ключевыми особенностями новых продуктов могут стать персональное непрерывное сопровождение развития человека на протяжении всей жизни, постоянное повышение эффективности образовательных технологий за счет анализа цифрового следа, а также внедрения искусственного интеллекта.

Разработчики отметили, что РОП позволит российским вузам и компаниям размещать свои онлайн-курсы, а также монетизировать размещенный контент.

 

Источник: РИА Новости

2022–2031 годы в России объявлены Десятилетием науки и технологий

 

Президент России Владимир Путин подписал Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий».

Согласно документу, основными задачами проведения Десятилетия являются: привлечение талантливой молодёжи в научную сферу, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны, повышение доступности информации о достижениях и перспективах отечественной науки для граждан России.

 

Источник: официальный сайт Президента России

Утвержден новый состав Высшей аттестационной комиссии (ВАК)

 

Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение об утверждении нового состава Высшей аттестационной комиссии (ВАК), полномочия которой рассчитаны на четыре года. Сроки работы прежнего состава ВАК истекают в мае 2022 года.

Высшая аттестационная комиссия формируется из числа докторов наук, ведущих специалистов в области науки, техники, образования и культуры. ВАК отвечает за присуждение учёных степеней и званий.

В новую комиссию, члены которой будут работать на год дольше своих предшественников, вошли 149 человек. Её состав обновился на 58%.

Пост председателя комиссии сохранил за собой президент Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов. У него будет четыре заместителя. Это Сергей Куцев, директор Медико-генетического научного центра имени академика Н.П.Бочкова, Владимир Мау, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Владислав Панченко, председатель совета Российского фонда фундаментальных исследований, Михаил Стриханов, научный руководитель Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

 

Источник: Пресс-служба Правительства РФ

С сентября работодатели смогут участвовать в подготовке студентов колледжей

 

С сентября в России стартует новая программа для средних учебных заведений «Профессионалитет», благодаря которой уже в этом году в 42 регионах России будет создано 70 образовательно-производственных кластеров по приоритетным направлениям: атомная промышленность, железнодорожный транспорт, металлургия, машиностроение (в том числе авиа- и судостроение), химическая промышленность, сельское хозяйство, легкая промышленность и фармацевтическая отрасль. К 2024 году число таких кластеров достигнет 210. Об этом сообщили в АНО «Национальные приоритеты».

То есть, планируется комплексная реструктуризация среднего профессионального образования. Обучение студентов максимально переориентируют на практику, а работодатели будут инвестировать в него и предоставлять базу для формирования практических навыков у студентов.

Отмечается, что до конца этого года возможностями «Профессионалитета» смогут воспользоваться 150 тысяч студентов. При этому обучающиеся смогут получить рабочую специальность высокой квалификации в короткие сроки, приобрести релевантный профессии опыт на производствах, что практически гарантирует их дальнейшее трудоустройство в ведущих отраслевых компаниях страны.

Кроме того, 9 тысяч педагогических работников и ответственных за воспитание кураторов (классных руководителей) пройдут профильное обучение и получат навыки конструирования образовательных программ под запросы работодателей и экономики.

 

Источник: Российская Газета

Валерий Фальков рассказал о международном сотрудничестве в сфере науки и образования в условиях цифровизации

 

В Московском государственном институте международных отношений (университете, МГИМО) стартовала Международная научно-практическая конференция «Цифровые международные отношения 2022». На пленарной сессии «Международные отношения в условиях цифровизации общественной жизни» выступили Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, глава Министерства иностранных дел РФ Сергей Лавров, президент Российской академии науки Александр Сергеев и ректор вуза Анатолий Торкунов.

Глава Минобрнауки России отметил, что новая цифровая реальность предоставляет дополнительные возможности для развития науки и образования в международном пространстве.

«Цифровые технологии за это время стали неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и научных исследований, в том числе в рамках программ и проектов международного сотрудничества. Для развития онлайн-образования Минобрнауки России создало государственную информационную систему «Современная цифровая образовательная среда». Мы прорабатываем возможность использования сервисов системы для выполнения Стратегии дальнейшей евразийской экономической интеграции до 2025 года», – рассказал  Валерий Фальков.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

Федеральные вузы и научные организации смогут получать финансовую поддержку на развитие от регионов

 

Закон, расширяющий полномочия регионов по развитию федеральных научных и образовательных организаций, был одобрен Советом Федерации 13 апреля. Согласно документу, субъекты РФ получат возможность финансирования реализации программ и планов развития вузов и НИИ за счет регионального бюджета.

«Университет должен быть драйвером развития региона. Местом подготовки кадров для региональной экономики, центром притяжения, объединяющим интересы жителей, работодателей и местной власти. Вузы играют важную роль в научно-технологическом развитии субъектов РФ. Университет, даже если он федеральный, должен постоянно генерировать новые знания для решения проблем региона. Конечно, выполнение всех этих функций невозможно без поддержки местных властей. Теперь у региональных администраций появляется больше возможностей участвовать в этом процессе, в решении поставленных задач. Регионы смогут финансировать реализацию образовательных программ и проведение научных исследований вузами, а также выделять средства на развитие университетов, в том числе формировать инфраструктуру», – прокомментировал Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

Губернаторам науку не отдадут

 

Главы регионов будут иметь лишь совещательный голос при выборе тем фундаментальных исследований.

Минобрнауки разъяснило свое нашумевшее распоряжение о согласовании фундаментальных научных исследований с губернаторами. Глава ведомства Валерий Фальков уточнил, что его распоряжение касается только тех вузов и научных институтов, которые входят в региональные научно-образовательные центры мирового уровня. При этом губернаторы не смогут отклонять проекты научных исследований – они лишь оценят их полезность для региона, но итоговое решение примет Минобрнауки. Глава Нижегородской области Глеб Никитин пообещал, что регионы «оставят место для академической свободы». Впрочем, профессор Сколтеха Константин Северинов считает профанацией идею о «региональной науке, согласованной с начальством».

В пятницу, 8 апреля, глава Минобрнауки Валерий Фальков подписал распоряжение о запуске пилотного проекта по планированию новых тематик фундаментальных научных исследований. Сам документ не был опубликован. Но в Telegram-канале министерства утверждалось, что выбор тем должен проходить «с учетом приоритетов развития региональных экономик в условиях санкций», а также «рассматриваться губернаторами до направления на экспертизу в РАН». Более того, в канале эта новость была опубликована с заголовком «Темы научных исследований в регионах будут согласовываться с губернаторами». Именно в таком формате сообщение разошлось в ряде СМИ и вызвало негативный отклик в соцсетях.

 

Источник: Коммерсантъ

Рынок онлайн-образования упадет на 35-40% по итогам 2022 года

 

Продажи на рынке онлайн-образования в марте упали на 20-40%. По итогам всего года эксперты ждут при благоприятном сценарии – нулевой прирост, при худшем – сильное снижение. Особенно просел спрос на освоение новых хобби.

Общее падение рынка онлайн-образования в 2022 году может составить 35-40% в зависимости от сегментов. Такой прогноз приводит директор EdTech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина по итогам проведенного в начале апреля опроса среди стартапов, входящих в экосистему этого фонда (участвовали 200 компаний). Более 90% респондентов сказали о падении своих продаж в среднем на 20-40%.

По итогам 2021 года объем рынка EdTech в России составил 80 млрд руб., напомнила Царевская-Дякина. И до сих пор показатель рос на 15-20% в год, а в период карантина весной 2020 года достигал 25-50%.

 

Источник: РБК

Упрощена процедура признания иностранного образования для соотечественников, которые обучались за рубежом

 

Граждане РФ, получившие образование в недружественных России странах, смогут воспользоваться упрощенным порядком признания дипломов. Соответствующее Постановление подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Как соотечественникам, которые решили жить и работать в России, признать свою квалификацию или ученую степень, читайте в нашем материале.

Сегодня Соглашения, регулирующие вопросы признания образования и ученых степеней, Россия имеет с 14 из 48 недружественных стран – Албанией, Венгрией, Испанией, Италией, Кипром, Мальтой, Румынией, Северной Македонией, Словакией, Тайванем, Украиной, Хорватией, Финляндией и Францией. Попадающие под действие этих документов образование, квалификации и ученые степени не требуют признания в РФ вне зависимости от гражданства обладателя.

Кроме того, в России признаются дипломы 351 иностранной образовательной и научной организации, входящей в перечень, включающий зарубежные вузы, которые одновременно входят в первые 500 позиций не менее 3 из 5 международных рейтингов: академическом рейтинге университетов мира (Academic Ranking of World Universities), всемирном рейтинге университетов (QS World University Rankings), рейтинге университетов мира Таймс (The Times Higher Education World University Rankings), а также всемирном рейтинге университетов U.S. News Best Global Universities и Московском международном рейтинге вузов «Три миссии университета».

Минобрнауки России обеспечило нормативно-правовую основу для беспрепятственного возвращения россиян из большей части недружественных стран. Так соотечественников, которые намерены продолжить образование или трудоустроиться на Родине, избавят от прохождения административных процедур признания полученного образования, квалификаций и ученых степеней.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

Более 1,5 миллиона школьников и студентов получили бесплатный доступ к образовательным онлайн-курсам

 

1,5 миллиона школьников и студентов, а также 220 тысяч преподавателей зарегистрировались на образовательной онлайн-платформе «Цифровой образовательный контент» и получили бесплатный доступ к образовательным курсам. Об этом сообщил Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

Онлайн-сервис был запущен в сентябре 2021 года в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика». Он объединил в себе образовательные курсы и материалы российских образовательных платформ. Благодаря ему школьники, студенты и преподаватели могут бесплатно в дистанционном режиме получить дополнительные знания по программированию, финансовой грамотности, иностранным языкам и другим профильным предметам. 

 

Источник: Пресс-служба Правительства РФ

Две трети россиян одобряют отказ от бакалавриата и магистратуры

 

Отказ от двухступенчатой системы образования, состоящей из бакалавриата и магистратуры, поддержали две трети россиян, следует из результатов исследования, которое проводили специалисты сервиса SuperJob в 381 населенном пункте России среди 1,6 тысячи граждан старше 18 лет.

Идею об отказе от двухступенчатой системы высшего образования (бакалавриата и магистратуры) поддержали двое из трех россиян (66%). Против высказался лишь каждый десятый. Чаще остальных за традиционную систему (специалитет с обучением в течение пять лет) высказывались респонденты старше 45 лет и россияне, имеющие высшее образование (72 и 73% соответственно).

Идею отказа от Болонской системы поддержали 44% опрошенных студентов, 29% высказались против. Подавляющее большинство (93% родителей учеников выпускных классов, планирующих поступать в вузы) одобрили отказ от двухступенчатой системы образования в пользу пятилетнего обучения. Всего было опрошено 500 студентов и родителей.

В Министерстве науки и высшего образования в свою очередь сообщили, что вопрос отказа России от участия в Болонском образовательном процессе не рассматривается.

Болонская система является двухуровневой и состоит из бакалавриата и магистратуры. Российская система высшей школы помимо этих уровней включает в себя еще и специалитет – непрерывное пяти или шестилетнее обучение.

 

Источник: РАДИО SPUTNIK

Минобрнауки работает над введением цифровых дипломов

 

Минобрнауки РФ работает над введением цифровых дипломов об образовании, это может произойти в ближайший год. Об этом сообщил в четверг журналистам глава министерства Валерий Фальков.

«Диплом не бумажный, а цифровой, мы над этим работаем, в ближайшее время мы планируем, что это будет», – сказал он.

На вопрос, может ли это произойти в ближайший год, Фальков ответил утвердительно.

Он также отметил, что все ведущие вузы давно используют электронные форматы для написания письменных работ, контрольных, рефератов и прочих. «Наверняка вы найдете где-то вузы, где есть и другие требования, но, по-моему, это все легко решается», – добавил Фальков.

 

Источник: ТАСС

«Ё» оставляют без точек

 

Минпросвещения вынесло на общественное обсуждение проект постановления правительства РФ «Об основных правилах русской орфографии». Это второй подобный документ за последние полгода. В предыдущей версии (подобный документ разработан впервые с 1956 года) предлагалось вернуть в язык обязательную букву «ё» (например, при написании слов «дирижёр» и «стажёр»). Проект раскритиковали за «необдуманные нововведения» в орфографической комиссии РАН. Глава комиссии Алексей Шмелев стал редактором проекта новых правил: орфографические нормы в нем оставлены неизменными, в том числе и факультативное использование буквы «ё».

Проект правительственного постановления «Об утверждении основных правил русской орфографии» Минпросвещения РФ опубликовало на сайте regulation.gov.ru.

 

Источник: Коммерсантъ

На открытой встрече Правительства с представителями науки рассказали о мерах поддержки отрасли

 

Комплекс мер поддержки Правительства РФ для научных коллективов и вузов позволит достигать высоких научных результатов. Об этом шла речь на открытой встрече Правительства России с представителями науки.

Во встрече приняли участие помощник Президента России Андрей Фурсенко, вице-премьер Дмитрий Чернышенко, глава Минобрнауки России Валерий Фальков, президент РАН Александр Сергеев, руководитель Федерального медико-биологического агентства Вероника Скворцова, представители Минпромторга, Минсельхоза, Минздрава России, Государственной Думы и Совета Федерации, а также руководители ведущих научных организаций и коллективов, молодые ученые, аспиранты, представители бизнеса.

По словам Дмитрия Чернышенко, Правительство РФ разработало целый комплекс мер поддержки исследователей. В настоящее время массового оттока ученых из России не наблюдается. В прошлом году, объявленном Годом науки и технологий, была утверждена новая госпрограмма научно-технологического развития России, запущены комплексные научно-технические программы.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

В Госдуме подвели итоги работы Правительства в сфере науки и высшего образования за 2021 год

 

7 апреля в Государственной Думе состоялся ежегодный отчет Правительства РФ. Премьер-министр Михаил Мишустин доложил об итогах в сфере науки и высшего образования, а также рассказал о планах развития на ближайшие годы.

«Продлены до 2030 года наши научно-технические программы. Разработана очень важная федеральная программа, «Передовые инженерные школы». Она обеспечена серьезным финансированием. Мы увеличили прием на бюджетные места в вузы на 35 тысяч человек, будем дополнительно расширять программу по трудоустройству выпускников на научно-исследовательские позиции», – сообщил Михаил Мишустин.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

Какие важные законопроекты Минпросвещения поддержали депутаты Госдумы

 

Законопроекты об отчетности педагогов, работе групп продленного дня и нововведения в системе среднего профобразования одобрили на экспертном совете «Единой России», сообщили в Минпросвещения.

Первым документом повестки стал законопроект о нормах, гарантирующих создание групп продленного дня. Минпросвещения планирует установить единый порядок открытия и работы таких групп в школах.

Также экспертный совет одобрил инициативу о праве на льготное поступление в колледжи и техникумы для 13 социально незащищенных категорий абитуриентов. Среди них, например, дети-сироты, дети-инвалиды, дети военнослужащих, погибших при выполнении своих служебных обязанностей.

Кроме того, в сфере среднего профобразования планируются и другие изменения. К примеру, колледжи и техникумы смогут создавать свои предприятия, а студенты – открывать свои производства, то есть фактически работать уже во время учебы.

Также поддержку получили законопроекты о снижении административной нагрузки на учителей и отказе от понятия «образовательная услуга».

 

Источник: Российская Газета

Мировые научные издательства обещают аннулировать российские подписки

 

Крупнейшие научные издательства мира заявили, что они приостанавливают продажу своей продукции и услуг организациям России и Белоруссии. Таким образом, российские вузы и научные организации лишатся легального доступа к зарубежным научным журналам и базам. Вице-президент РАН Алексей Хохлов подсчитал, что Россия потеряет 97,5% мировой научной продукции, распространяемой по подписке. Опрошенные «Ъ» ученые называют решение издательств «попыткой убийства российской науки». Выходом в этой ситуации они видят переход к пиратству и нелегальному скачиванию научных журналов.

«Научно-информационная блокада» – так охарактеризовал ситуацию вице-президент РАН Алексей Хохлов. По его словам, решение издательств означает, что на территории России в ближайшее время будет прекращен легальный доступ к крупнейшим коллекциям научных статей. Он обращает внимание, что для российской науки это станет «серьезным вызовом», поскольку доля российских авторов составляет всего 2,5% в общем массиве научных статей.

 

Источник: Коммерсантъ

Студенты вузов всё чаще готовы трудиться по специальности

 

Этому способствует опыт работы по профилю обучения. Совмещают учёбу и труд 84% магистрантов. А уровень вуза положительно сказывается на зарплате.

Ситуация: В России, по оценкам экспертов Росстата, треть и более выпускников университетов трудоустраиваются не по специальности.

На деле: Однако в ближайшее время ожидается гораздо меньший разрыв между профилем подготовки и занятостью образованной молодёжи. Сегодня лишь 15% учащихся бакалавриата и 11% магистрантов не готовы по окончании вуза трудиться по специальности. Половина опрошенных точно планируют остаться в профессии, и ещё свыше трети – допускают эту возможность. Среди факторов, повышающих приверженность профессии, – опыт работы по профилю в годы учёбы.

 

Источник: Научно-образовательный портал IQ