“В обществе постоянное внимание уделяется школам, и мы не можем обойти это стороной”

Первый межрегиональный форум “Школьные библиотеки нового поколения” прошел в Российской государственной библиотеке. Организатором мероприятия выступил Информационный центр “Библиотека имени К.Д. Ушинского” Российской академии образования. Основной целью встречи стало обсуждение новой Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров. Генеральный директор ГПНТБ России Яков Шрайберг рассказал, что предпринимает библиотека для реализации Концепции.

Добрый день, дорогие друзья, коллеги. Начну я, пожалуй, с известного высказывания писателя Анри Барбюса: “Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее”.

Недавно на заседании президиума совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выделил четыре главных направления для достижения качественной образовательной среды, первоочередным из которых является создание современной образовательной среды для школьников. Разумеется, остальные направления тоже важны: это модернизация среднего профессионального образования; развитие высшей школы, университетов как центров создания инноваций и формирование современной цифровой образовательной среды. Четвертое направление достаточно серьезно касается всех субъектов образовательного процесса, в том числе и школы, ибо электронные учебники, электронные ресурсы сегодня доступны школьникам так же, как в последнее время были доступны студентам, аспирантам, магистрантам и так далее. Здесь нужно помнить о большой проблеме, которая затрагивает и студентов, и аспирантов, и школьников, и всех других людей, которые пользуются электронными ресурсами – это постоянная необходимость искать и находить компромисс между правообладателями и пользователями. Сейчас я эту тему раскрывать не буду, но отмечу, что это одна из ключевых тем, с которой я выступал – в том числе и на мировой арене, восемь лет представляя нашу страну в комитете по авторским правам ИФЛА, – и не знать эту проблему нельзя: мы говорим о развитии цифровой образовательной среды для школы, но все время помним, что рядом, за школьником или учителем, маячит тень правообладателя, которую нельзя игнорировать. Однако, в цивилизованном обществе есть много путей решения подобных проблем, и в нашей стране, к счастью, с 2015 года принят ряд правильных послаблений к четвертой части Гражданского кодекса, которые позволяют эффективно решать возможные затруднения.

Кому-то может показаться странным, почему Государственная публичная научно-техническая библиотека России, которую я здесь представляю и которая является одним из учредителей новой Национальной библиотечной ассоциации “Библиотеки будущего” (НАББ), интересуется проблемами школы и школьного образования. А странного здесь ничего нет: тому есть причины. В обществе постоянное внимание уделяется школам, школьным библиотекам, и мы, как одна из ячеек этого общества, как главная и практически единственная библиотека Министерства образования и науки РФ, не можем, естественно, обойти это стороной. За последние полгода я дважды столкнулся с вниманием, казалось бы, далеких от школы структур к самому понятию “школа” и “школьная учительница”. Например, когда я оформлял банковскую карточку, мне сказали – назовите ключевое слово, и подсказали – имя вашей первой учительницы. Через три месяца, оформляя бонусную карточку Аэрофлота, я получил ровно такую же рекомендацию. Ну, конечно, это все шутки, однако и они свидетельствуют о том, что общество проявляет интерес к теме школы.

Около десяти лет назад мы полностью изменили систему записи читателей в нашу библиотеку: если раньше читатель библиотеки должен был быть как минимум аспирантом, иногда, в виде исключения – дипломником, то после введенных изменений у нас могут работать и школьники: старшеклассники приходят сами, ребята из младших классов приходят с родителями или учителями, и эта система взаимодействия главной научно-технической библиотеки страны и школы сегодня получила новое развитие. После того, как мы переехали в новое здание на Октябрьском поле и получили в свое пользование достаточно современные, хорошо оборудованные аудитории, конференц-залы, мы, имея на руках образовательную лицензию, стали еще больше взаимодействовать со школами, поэтому школы и гимназии, как Северо-Западного округа, так и других округов Москвы – наши частые гости. Такие направления, как экологическая информация, шахматная информация, история отечественной науки и техники и т.д. – это предметы проводимых нами открытых уроков, экскурсий, других постоянных мероприятий; сейчас мы даже формируем несколько новых школ, в том числе школу юного шахматиста, юного эколога и т.д.

Кроме того, наш форум “Крым”, как сказала Татьяна Дмитриевна Жукова (президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира – прим. ред.), существует уже 23 года, и около 20 лет мы ведем в его рамках большую секцию; она меняла название, но суть оставалась одна и та же: дети, школы, образование. Секция всегда была одной из ключевых, мы сотрудничали и продолжаем сотрудничать с Ассоциацией, которую возглавляет Татьяна Дмитриевна, как в рамках “крымского” форума, так и в рамках многих других проектов, например, конференции “LIBCOM”. Библиотека имени К.Д. Ушинского также является нашим давним партнером. Я не говорю уже о том, что я сам 10 лет проработал в школе учителем информатики – знаю все это не понаслышке.

Также у нас есть известный программный продукт – система ИРБИС, которая включает в себя типовые решения для школьных библиотек. Такие разработки, как сводные каталоги школьных библиотек, уже начали реализовываться: запущены типовые модели в Екатеринбурге, Новосибирске и Севастополе.

Хотелось бы отдельно рассказать о НАББ и ее взаимодействии со школами. Сначала хочу обратить внимание, что новая ассоциация, о которой я говорю, возникла не на пустом месте: к этому шли давно, у нее 13 основных учредителей, среди которых, кроме ГПНТБ России, Российская государственная библиотека, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино, Московский государственный институт культуры, Кемеровский государственный институт культуры, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, муниципальные библиотечные сети Томска и Липецка, Республиканский библиотечный информационный центр Татарстана, Новосибирская областная библиотека для слепых и слабовидящих. Это очень серьезные организации, и то, что они объединились и создали такую новую в нашем профессиональном сообществе Ассоциацию, на мой взгляд, очень важно. При создании НАББ была предусмотрена возможность членства в ней физических лиц наравне с юридическими – это одно из отличий нашей Ассоциации от многих других; оно очень важно для тех специалистов, которые, уходя на пенсию, оказываются в отрыве от профессионального окружения – Ассоциация позволяет забыть об этом отрыве. Основная миссия “Библиотек будущего” – содействовать уверенному позиционированию библиотек в будущем информационном обществе, в электронной информационной высокотехнологичной среде. Формируя программу Ассоциации, мы постарались учесть все необходимое: тут и Национальная электронная библиотека, и электронные ресурсы, и конечно, формирование нового образовательного пространства школы на базе информационно-библиотечных центров.

Также хотел бы отметить, что сейчас, по-моему, недостаточное внимание уделяется библиотечному обслуживанию людей с ограниченными возможностями. Недавно первый заместитель Министра культуры РФ Владимир Владимирович Аристархов проводил специальное совещание, посвященному тому, что вообще делается в библиотеках в помощь инвалидам, кроме установки “колясочного” входа – это нелегко, но это самое простое, что может сегодня сделать библиотека. В плане применения современных технологий для помощи инвалидам очень хорошие разработки есть у Российской государственной библиотеки для слепых. Мы такую программу поддержки тоже придумали: Юрий Юрьевич Лесневский, директор Новосибирской библиотеки для незрячих и слабовидящих, и Мария Павловна Коновалова, директор Калужской областной библиотеки для слепых, являются у нас модераторами этой программы.

Новое для нас направление – это благотворительность, сегодня в рамках этой программы мы оказываем поддержку трем организациям: это детский дом в Тульской области, детский дом в Рязанской области для детей-сирот и детей, которые находятся на попечении государства, а также детский приют в Орловской области. Мы готовы сегодня рассказать, что там уже сделано, в первую очередь, нашей библиотекой, и конечно, всей Ассоциацией. В частности, мы вместе с библиотекой иностранной литературы имени М.И. Рудомино приняли участие в модернизации детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Киреевске Тульской области. Основу дома составляет школа-интернат: мы содействовали модернизации библиотек этой школы. Также мы организовали работу по профориентации подопечных дома: привозили оттуда детей в ГПНТБ России и проводили для них уроки, рассказывали, что такое современная библиотека. Как следствие, уже несколько выпускников поступили в этом году в библиотечные ВУЗы, в том числе и на профильный факультет МГИК.

Мы видим свое участие в реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров через Ассоциацию, которая будет работать на “ниве” школьной информатизации; через упомянутую мной выше программу, реализация которой будет проходить в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ №815 – о нем мы говорили выше.

Сегодня мы предлагаем два пункта плана реализации Концепции – это, во-первых, создание школьных информационно-библиотечных центров, которые, в свою очередь, позволят создать единую образовательную среду, а во-вторых, для управления такими центрами предлагается создать информационно-методические центры в регионах – это даст возможность более точно координировать работу образовательных организаций в регионах, создать систему мониторинга за образовательным процессом, обеспечить согласованное взаимодействие с органами государства и местного самоуправления, и, самое главное, проводить курсы повышения квалификации. Эти курсы должны проходить по единой согласованной программе и завершаться выдачей сертификата государственного образца неважно, городского уровня лицензия или федерального, важно, чтобы это был тот документ, который будет не стыдно потом показать и который действительно подтвердит, что его обладатель получил качественные знания. Библиотеки, которые должны и будут преобразовываться в информационно-библиотечные центры, на наш взгляд, будут решать полнее и, может быть, точнее задачи обеспечения образовательного процесса и формирования информационной культуры его участников. Конечно, выпускники школы должны иметь компетенции, которые позволяли бы им уметь пользоваться поисково-справочными сервисами, ориентироваться в информационных потоках.

Сегодня школьные библиотечные центры – неважно, какая у них структура, – не могут не быть интегрированы в те или иные общегосударственные национальные системы: Сводный каталог научно-технической литературы, Национальную электронную библиотеку, информационную систему доступа к электронному каталогу библиотек сферы образования и науки ЭКБСОН, Карту российской науки, Научный архив. Три последние – системы Министерства образования и науки РФ, которые разрабатываются и поддерживаются в рамках Федеральных целевых программ. Возьмем, к примеру, Карту российской науки - сложный информационный механизм, которому сегодня уделяется большое внимание со стороны руководства Министерства образования и науки РФ. Казалось бы, при чем тут школы? Обнаружить связь очень легко: например, на уроке химии нужно рассказать, какие сегодня известные российские ученые работают в той или иной области: одна кнопка на Карте российской науке даст последнюю актуальную информацию, которую вы нигде больше не получите. ВУЗы и научные институты сегодня активно пользуются Картой, до школ еще дело не дошло, но дойдет обязательно.

То же можно сказать и про Национальную электронную библиотеку: все привыкли, что это только библиотека диссертаций, но это далеко не так - сегодня диссертации составляют там 50% объема фонда, но библиотека развивается. С 1 января 2017 года для всех участников этого проекта откроется абсолютно бесплатный доступ к литературе, в том числе и к диссертациям – об этом мало кто знает, но это уже объявлено, и это следствие принятого уходящей Государственной думой нового закона о “Библиотечном деле”, где есть раздел, посвященный НЭБу. Разъяснение того, как работать с НЭБом, также является одной из программ Национальной библиотечной ассоциации “Библиотеки будущего”.

На наших конференциях, конечно, эта проблематика будет подниматься, у нас будет очень много участников и гостей. В этом году мы вернули практически все количественные показатели на тот уровень, который мы имели до сложного момента, связанного с переходом Крыма в состав России. Последний форум 2016 года – теперь уже не конференция, т.к. форум включает в себя на постоянной основе не только библиотеки, но и музеи, архивы, ВУЗы, издателей и книготорговцев – этот форум “Крым” собрал 1320 человек – это наш обычный масштаб: как правило, число гостей у нас колеблется от 1100 до 1900 человек. Он будет развиваться и дальше, так же, как и менее крупная конференция “LIBCOM”, которая в этом году пройдет в Суздале с 14 по 18 ноября. На обоих мероприятиях большое внимание будет уделено проблематике школьных библиотек, школьной информатизации.

В заключение приведу фразу, на этот раз Менделеева: “Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народа и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования”. Спасибо за внимание.